4 декабря 2015Кино
81

Кончай со слоном

«Дипан»: кино политкорректное или правильное?

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Why Not Productions

Черный-пречерный мужчина Дипан старательно подметает мусор и починяет лифты в забытом богом и законом парижском предместье, стараясь особо не поднимать глаза. Дипан — бывший тамильский «тигр». Бежавший по поддельному паспорту с фальшивой семьей со Шри-Ланки в Париж (билетов в Англию не было), он фатально ошибся с пунктом назначения. Удирая с одной гражданской, попал прямо на другую: ветхий арабско-магрибский микрорайон — форпост войны между этническими бандами. Поделенные между группировками корпуса, дозорные на крышах, штабы в бытовках, пули над газонами. До ближайшего полицейского — как до Коломбо. Но Дипан — не безъязыкий кули (хотя незнание героем французского — важная часть общей механики нагнетания напряжения в фильме), и ему нечего терять на чужой земле. Разогнув наконец спину и вспомнив то, что он так старался забыть, угнетенный из третьего мира вонзает заточку в немытое подбрюшье мультинациональной Европы, сгорая вместе со своими врагами в пламени личной революции — зато, как и полагается воину из эпоса, попадая после в свою англоговорящую Вальгаллу с чаепитиями и лужайками.

© Why Not Productions

Режиссера Одиара нельзя назвать реалистом — он часто снимает о том, чего не знает, игнорируя очевидное (так, герой «Пророка» строил свою тюремную наркоманию на трафике малосерьезного гашиша, а не очевидного и беспроигрышного в таких условиях героина), его герои часто находятся на тонкой грани между явью и сном, галлюцинацией. Вот и Дипан в сером Париже только телом — а мыслями он в чудесной теплой стране, где, едва видный за листьями пальм, переминается с ноги на ногу мистический слон. Всевозможные хрестоматийные унижения иммигранта в Европе (торговля всякой флюоресцентной херней на улицах, допросы в госорганах, грязная работа в ЖКХ) в этом контексте — не больше чем жанровые клише, хотя в фотореализме им не откажешь. Есть мнение, что «Пальмовую ветвь» «Дипану» дали именно за эти социальные ужасы. Но если и так, любить фильм нужно совсем не за это. Точнее, не за жалостливость, но за невероятно тонкую выделку этого фона, соединяющего и контуры криминального триллера, и наброски семейной драмы, и все ту же пресловутую социалку. Никакая из этих линий не замкнута, все существуют в виде набросков — но очень точных и убедительных, порой настолько, что ты прощаешь Одиару откровенные косяки, выбросы плакатного буржуазного гуманизма, моменты превращения живого человека (а непрофессиональный актер-тамил Антонитасан Джесутасан играет в фильме фактически сам себя) в литературную функцию (вызывающий скорее неловкость эпизод, в котором бывший партизан, подобно герою детской литературы, чертит меловой крошкой на газоне границы «демилитаризованной зоны» — тут смешно не только неграм на крышах микрорайона, но и зрителям).

© Why Not Productions

Сложность с «Дипаном» — в слишком простом эффекте всех этих тонких режиссерских механизмов. Тут нечего трактовать, вскрывать или интерпретировать. Подобно «Любви» Ноэ, «Дипан» принадлежит к роду редких пока, но все чаще появляющихся фильмов-репрезентаций, просто воссоздающих на экране часть реальности. Одна история, один аффект, ноль выводов. Ну да, все это про то, что опыт насилия и сопротивления никуда не уходит, его нельзя сжечь вместе с формой, он всегда с тобой, он необратимо формирует твой взгляд на мир и его проблемы (привет «Брату» Балабанова). Невеликая, в общем-то, мудрость — особенно на фоне красиво пылающей лестницы в пятиэтажке, на которую, как на погребальный костер, восходит ветеран далекой восточной войны, вдруг оказавшейся и близкой, и мировой.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20244974
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411815
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416733
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421942
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423590