3 ноября 2015Кино
186

«Жаль, что не обязательно спать с режиссером во время съемок»

Беатрис Даль — об объективации, грядущем вымирании мужчин и некоторых деталях своей творческой биографии

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_picture© Abaca / East News

Икона арт-кино 80—90-х и просто женщина интересной судьбы, Беатрис Даль по-прежнему активно снимается — причем не только в расчлененке типа «Азбуки смерти — 2», но и во вполне умеренном арт-мейнстриме. Наталья Серебрякова встретилась с Даль на киевском фестивале «Молодость» и поговорила с ней о былом — а также о феминизме, эйджизме и слабых мужчинах.

— Тут на фестивале показывают «Северного ангела» Софи Блонди. В этом фильме ваша героиня — довольно сильная женщина, ведьма. Но ее страсть направлена на слабого и беззащитного мужчину: Дени Лаван играет лузера-циркача, причем женатого на красивой женщине, которую играет Наташа Ренье. Как вы думаете, почему режиссер Софи Блонди придумала такой странный любовный треугольник?

— Вы знаете, Дени Лаван очень поэтичен. Как и его герой. Можно вполне понять, почему в него влюбляются: это удивительный человек, очень своеобразный и очень привлекательный.

— А в жизни такие треугольники разве случаются? Две красивые, сильные женщины и один слабый мужчина...

— Ну, Дени Лавана, повторюсь, никак нельзя назвать никчемным. Но в жизни да, такое часто бывает. Я вот в таких мужчин часто влюблялась. И даже вышла за одного такого замуж. Да, черт побери! А еще вы должны знать, что я не видела финальную версию фильма, потому что продюсер сбежал с деньгами до окончания съемок. Я вот вам сейчас запишу его имя, чтобы вы запомнили: Жан-Франсуа Фонлю. И под его именем всегда нужно писать большими буквами: «мошенник».

Кадр из фильма «Северный ангел» (2012)Кадр из фильма «Северный ангел» (2012)

— О'кей... Но продолжая тему сильных женщин: волнует ли вас феминистическая повестка? Чувствовали ли вы когда-либо, что вас в чем-то ущемляют?

— Мне никогда не приходилось бороться за свои права, и это произошло именно потому, что тридцать-сорок лет назад были активистки, которые боролись за права женщин. Я перед ними преклоняюсь. Это очень круто, что они проделали эту работу.

— В России и на Украине все совсем не так. Здесь по-прежнему очень сильны традиции патриархата, и женщины часто жертвуют собой и карьерой ради семьи.

— Здесь я вижу очень много красивых женщин, но мужчины смотрят на них как на объекты — и это прямо ощущается в воздухе. Я с этим сама сталкивалась, и меня это очень беспокоит; мне некомфортно от этого. И при этом женщины как-то очень боятся, не уверены в себе, хотя очень красивы. То же самое я наблюдала в Болгарии: там тоже очень много красивых девушек, но болгарские мужчины ужасно с ними обращаются. Вот со мной, как с француженкой, они вели себя хорошо. Но я их абсолютно не переношу, потому что видела, как они относятся к своим женщинам.

Кадр из фильма «Ночь на Земле» (1991)Кадр из фильма «Ночь на Земле» (1991)

— Беспокоят ли вас еще какие-то гендерные или социальные проблемы, какая-нибудь несправедливость?

— Я не то чтобы социальный активист с ярко выраженной гражданской позицией, увы — тот комфорт, который у меня есть, заставляет меня немножко засыпать, что ли. Но я очень обеспокоена проблемой иммигрантов — точнее, тем, что к ним в Европе часто относятся совершенно бесчеловечно. Это ужасно.

— В свое время вы отказались от роли в «Криминальном чтиве» Тарантино. Сейчас жалеете, что не сыграли в каннском призере?

— Что вы, я не отказывалась! Просто я не говорю по-английски и по этой причине не подошла. Потому что, когда я снимаюсь у Абеля Феррары или Джима Джармуша, я говорю по-французски.

— А были в вашей карьере какие-то моменты, скажем так, упущенных возможностей, о которых вы жалеете?

— Очень сильно жалею, что ничего не вышло с Питером Гринуэем и Аки Каурисмяки. У Гринуэя я не снялась тоже потому, что не говорю по-английски. И был случай, когда в 1991 году Каурисмяки прислал мне сценарий, а мой агент его мне просто не передал. Об этом агенте тоже можно сказать как о том продюсере — ужасный мошенник! А еще я жалею, что не обязательно спать с режиссером во время съемок фильма. Об этом я подумала, когда впервые увидела Джармуша (смеется). А потом мы как-то давали в одной гостинице интервью, и я уже собиралась уходить, но Джим подошел и сказал: «Если бы вы только знали, как сильно я вас люблю». А я ответила: «Если бы ВЫ знали, как я вас люблю!» Через месяц он мне предложил роль в фильме, о чем я как раз ничуть не жалею.

Кадр из фильма «Что ни день, то неприятности» (2001)Кадр из фильма «Что ни день, то неприятности» (2001)

— Есть мнение, что вы предпочитаете сниматься у женщин-режиссеров. Это действительно так?

— Это правда, мне очень часто приходилось работать с режиссерами-женщинами. А еще с геями. И вот с ними я люблю работать больше всего, потому что, когда они выбирают тебя на роль, это значит, что ты просто хорошая актриса и не более того. Нет никаких двусмысленностей в ваших отношениях, каких-то намеков. Я работала с Клер Дени и Виржини Депант, и они были так прекрасны, что я молила Бога, чтобы он сделал меня лесбиянкой, но, к сожалению, этого так и не произошло. Многие мои подружки становятся лесбиянками, но у меня, блин, это не получается. И я думаю, что мужчины были, на самом деле, очень правы, когда запрещали женщинам получать доступ к образованию. Потому что если бы женщины получили его пораньше, то сейчас бы мужчин просто не осталось. Они бы вымерли как вид.

— Расскажите немного подробнее о работе с Клер Дени. Сложно было играть в таком кровавом фильме, как «Что ни день, то неприятности»?

— Из тех пятидесяти фильмов, в которых я уже снялась, этот был самым невероятным. Я же практически никогда не читаю сценарий. Сценарий — это не очень интересно, потому что кино — это как живопись. Интересна как раз та призма, через которую режиссер смотрит на эту историю. Взять вот Ван Гога и стул, нарисованный им, — всем наплевать на этот стул, важен именно взгляд Ван Гога на эту чертову мебель. И вот есть такие удивительные режиссеры, как Клер Дени. Когда они тебе звонят, ты не читаешь сценарий. Они просто берут тебя за руку, и ты делаешь все, что они хотят, потому что это прекрасно.

— Винсент Галло был хорошим партнером?

— Он был просто прекрасен. Мы в жизни большие друзья. Он суперский. И гиперсексуальный. И еще очень умный. И сложный человек, надо сказать.

Кадр из фильма «37,2 по утрам» (1986)Кадр из фильма «37,2 по утрам» (1986)

— Вы снимались у Бенекса в «37,2 по утрам», будучи совсем юной девушкой, дебютанткой. Было очень сложно?

— Да, я тогда действительно была новичком, мне предложили, я согласилась. А фильм потом имел огромный успех. Но это было непросто. У меня были нервные срывы, и я даже разбила ту желтую машину, которая появляется в фильме. Потом я еще сбегала со съемок. Я думала, что Бенекс вообще какой-то конченый. И мне ведь было всего двадцать лет, я развлекалась, а потом вдруг у меня непонятно откуда появилась власть. Я решила, конечно же, этим воспользоваться… Сейчас я каждый день благодарю Бенекса за то, что тогда он настоял на своем: фильм стоил очень дорого, продюсеры не хотели давать такие деньги на неизвестных актеров вроде меня и Жан-Юга Англада. Но Бенекс сказал — «эта девушка».

— Существует ли сегодня у актрисы такая проблема, как возраст? Или Мерил Стрип своей карьерой спасла всех от эйджизма?

— Нет, эта проблема по-прежнему существует. Куча девчонок ложится под нож хирурга. Ведь сейчас вся культура держится на соблазне. Мы хотим, чтобы нас хотел режиссер, и все роли пишутся для людей двадцати-тридцати лет. Но в жизни-то большинству европейцев далеко не двадцать. И даже не тридцать...


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20244985
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411822
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416742
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421948
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423597