13 октября 2015Кино
102

Вход в колбасу

«Родина» Петра Буслова: почему она бесит?

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Кинокомпания СТВ

На этой неделе в прокат выходит «Родина» Петра Буслова — неудобное и угловатое кино про посконный гоанский психодел и Россию, которая всегда с тобой. Сделанное с замахом на большую романную форму и такую же человековедческую глубину, это мозаичное полотно дробится на полдюжины анекдотов и притч, герои которых неприкаянно бродят по пляжам и дорогам самого маленького штата Индии. Дочь русского олигарха Ева, удравшая в Гоа прямо с урока в американской школе для девочек, ее надменный папа, безуспешно разыскивающий Еву на рейве (одном) и в джус-баре (одном). Макар «с Новосиба», большой любитель правды, у которого никак не получалось полюбить Россию. Психонавт Космос с афганской татуировкой на плече, который раздает страждущим «ржаную кислоту». Утомленная Москвой и адюльтером домохозяйка Кристина, убежавшая от нелюбимого мужа на пляж и превратившаяся в разукрашенную ромбиками драг-леди на байке. Индусы, барыги, тусовщики, «кайфожоры», продавцы таблеток, селедочки и соков. Вся эта курортная фауна удивительным образом воспроизводит на новом месте все тот же российский габитус, который не разрушить ни сожжением паспорта, ни приемом галлюциногенов. Его же воспроизводит и сам режиссер Буслов, умудрившийся собрать из индийских закатов, пальм, песка, флюоресцента, тропической ночи, экстаза и расширенных зрачков все то же угрюмое «наше кино» про вечную тоску, проклятые вопросы, хмурые лица и плохой русский язык. Василий Корецкий, переживший на показе «Родины» самый плохой трип в своей жизни, пытается понять, что это было и зачем.


Скажем сразу и честно: смотреть новый фильм Петра Буслова так же тяжело и невыносимо, как переживать русскую осень и зиму, ездить на метро, слушать русский шансон и поп, смотреть русское кино вообще, наконец. Свободно плавающий, не стесненный жесткой формальной логикой и необходимостью объяснять всё-всё сюжет «Родины» (и это скорее плюс фильма) населен сонмом мелких бесов-соотечественников, произносящих непроизносимые, книжные манифесты-диалоги. Эти ходячие мертвецы, загорелые и татуированные человеческие оболочки словно мигрировали сюда с наступлением зимы из всех русских сериалов сразу. Индия Буслова, лишенная модности и злободневности (актуальным этот сюжет был лет семь назад), но тем самым отстраненная от зрителя на нужное историческое расстояние, — не конкретный пункт туристического назначения и даже не условный земной рай. Это настоящее чистилище, всякий попавший сюда немедленно отчуждается от своего бренного тела (не без помощи широкого спектра нелегальных субстанций) и, кажется, утрачивает элементарные способности говорить и двигаться естественно. Почти каждый актер тут старательно, с болью напряжения изображает человека (исключение — индийский каст и Александр Робак, играющий свою тихую и грустную роль второго плана с удивительным натурализмом), и очень печально видеть Петра Федорова, превращенного в говорящее полено: даже сенсационный для нынешнего российского кино вопль «Русские, вы говно!» выходит у него так, будто он участвует в митинге бюджетников. Но, кажется, это трупное окоченение случилось не просто так, а было нужно Буслову для дела.

© Кинокомпания СТВ

По большому счету весь актерский состав «Родины» вызывает паническое удушье — заранее, еще до начала фильма примелькавшиеся лица Сычева и Лагашкина, Мерзликина, Смолякова и Волковой складываются в до ужаса узнаваемую галерею российских типов. Тех самых, от которых мы в ужасе отворачиваемся на международном рейсе, в гостинице, на пляже. В этом, в частности, вся гениальность (вернее сказать — конгениальность) «Родины»: кино о неистребимой липкости русского мира, как внешнего, так и внутреннего, сидящего в каждом из нас, говорит на самом настоящем, непридуманном говяжьем языке этого самого мира. В этом смысле Буслов неожиданно близок поп-артисту Паоло Соррентино, рисующему гротескный до смертельного ужаса портрет западной поп-культуры глянцевыми средствами этой же самой культуры (и его последний шарж, «Молодость», также вызывает при просмотре почти физический дискомфорт). Короче, «Родина» — это настоящее «структурное кино», не репрезентация, а чистая презентация реальности, точнее, эстетико-идеологического аппарата, формирующего эту (российскую) реальность. В фильме практически отсутствует дистанция между различными героями, фактически все они — резонеры, словно медиумы, выплевывающие прописные мудрости сценария. Причем реплики эти словно черпаются персонажами из общего источника, какого-то коллективного Оно; говорение, как инфекция, может свободно переходить с одного героя на другого без малейшего изменения речевых характеристик. Нет тут, кажется, и разницы между автором и материей, той самой Родиной, ненавистным и неистребимым пространством разнообразных мук и привязанностей, от которых так хотят освободиться все персонажи этого в высшей степени буддистского фильма.

© Кинокомпания СТВ

Эта комковатая трансперсональность, конечно, во многом объясняется мощной психофармакологической составляющей сюжета «Родины». Вольно или невольно композиция фильма идентична сценарию бэд-трипа: кажется, только попустило и мир повернулся к тебе своим парадным, культурным фасадом, как опять двадцать пять — и из подкорки начинают лезть на поверхность самые гнусные образы и архетипы (даже невинное слово «творожок» тут звучит как имя какого-то лавкрафтовского монстра). Можно сколько угодно восхищаться картинкой Федора Лясса или беситься от лубочной назидательности сценария (совсем, кстати, не безоглядной: едва ли не самый возмутительный персонаж в фильме — это гуру из Бобруйска, заставляющий своих учеников мычать «ом» в унисон с пасущимися на пляже коровами), но «Родина» не плоха и не хороша: она просто такова, какой является жизнь. Экзистенциальная трагедия простых русских путешественников, всюду таскающих за собой внутренние, метафизические творог, куру и колбасу, стареющих детей, удравших на юга от злой родины-мамки, но снятых с поезда бдительным индийским инспектором, расписана Бусловым на самом-то деле без рефлексии. Все рассуждения автора/героев — не диагноз, а еще один симптом, и, чтобы не выдавать себя, им лучше было бы помолчать. Собственно, лучшие моменты истинной кинематографической свободы появляются в фильме, когда режиссер наконец решает махнуть рукой на речь и, совсем как Годар, просто показывает нам бегающую по ночному пляжу собаку — единственного по-настоящему свободного (и киногеничного!) персонажа «Родины».

© Кинокомпания СТВ

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20244996
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411826
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416746
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421952
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423603