31 июля 2015Кино
172

«Наблюдать за разложением фигуры»

Дмитрий Мамулия о том, что происходит сейчас с киноязыком — и с Московской школой нового кино

текст: Алексей Артамонов
Detailed_picture© Московская школа нового кино

Московская школа нового кино (МШНК) работает с 2012 года и считается довольно эзотерическим учебным заведением: из года в год ходят рассказы о призраке Фассбиндера, которого можно встретить в помещении школы. Призраки присутствуют и в списке преподавателей МШНК (указанный там Карлос Рейгадас, например, так и не провел пока ни одного занятия со студентами). Намеренная антииндустриальная позиция руководителей школы и их склонность к метафизике тоже усиливают ее сходство с синефильской сектой. О том, почему все так (и так ли), чему конкретно учат сейчас в МШНК, куда все это движется и что там с Рейгадасом, Алексею Артамонову рассказывает художественный руководитель школы Дмитрий Мамулия.

Из всех мировых киношкол film.factory Белы Тарра в Сараево выглядит сейчас самой интересной. Идеологически она кажется очень близкой к МШНК: набирающаяся у вас лаборатория Фреда Келемена (оператор Белы Тарра, ведущий мастерскую в film.factory; прием заявок в московскую лабораторию Келемена заканчивается 10 сентября. — Ред.) — еще одно тому подтверждение. Что, по-твоему, общего у нее с МШНК? И в чем разница, если она есть?

— Думаю, общее у двух этих школ — это своеволие. Такое существование без оглядки: без оглядки на рынок, на всякие «запросы», без оглядки на индустрию. Общее еще и то, что и у них, и у нас преподает Фред Келемен. У него свой метод и своя система, и они очень результативны. Я это знаю, потому что не раз сталкивался с его студентами: я веду курс в DFFB, и ко мне часто приходят студенты, прошедшие курс Фреда. Эти студенты имеют особое зрение. В них есть какой-то нерв, толкающий их к поиску, а это очень важно — поиск языка. Вот этот вектор задает Фред, и этот вектор задан в нашей школе — вектор лабораторной работы. Нужно чувствовать, когда язык костенеет. Нужно теряться, впадать в отчаяние — возможно, тогда удастся что-то найти. Вот что такое лаборатория. Несколько месяцев назад, в Берлине, мы сидели с Фредом в кафе «Иозеф Рот» на Потсдамер-плац, и он рассказывал мне теорию Павла Флоренского об обратной перспективе. Мы говорили о том, какое отношение это может иметь ко времени, о том, как пространственные законы могут соотноситься со временем. Это очень важно — искать живые зоны, какую-то нетронутую землю. И очень важно находить язык, способный выразить что-то, что неконвенционально, нелегитимно. В школе мы пытаемся нащупать, очертить какое-то место, какое-то тело, какую-то новую территорию для кино.

Речь идет о психических территориях?

— Да, о психических, не психологических. Когда мы влюбляемся, или когда мы умираем, или когда мы боимся, когда мы в панике — мы принимаем одно за другое. Вещи трансформируются, меняют свой облик, меняют свою сущность. Эти видоизмененные вещи и есть психическое тело. Камера ловит эти вещи, наблюдает за их трансформацией. Нужно знать эту территорию. Нужно уметь ее искать. Вот, скажем, фигуры в сказках Гофмана или у Жака Калло: психическое словно выходит наружу, помещается в абрисы. Оно заключено в осанке людей, в деревьях, в домах, в псах — оно во всем. Мир начинает говорить с нами. И обрати внимание: это происходит помимо нарратива — одновременно с рассказом, параллельно с ним. Это психическое часто диссонирует с рассказом, сюжетом, фабулой, характерами. Именно это психическое описывали Дрейер, Висконти, Пазолини, Антониони, Кассаветис, Фассбиндер… Это психическое тело и есть то, чувствительность к чему должен воспитать в себе режиссер. Посмотри на картины любого старого художника: Караваджо, Грюневальда, Гольбейна — в лицах, в фигурах, изображенных на картинах, застряла смерть. Даже когда старые художники рисуют вельмож и балы, там она есть, смерть. Ее нет в содержании, но где-то все же есть ее следы. Представь такую картину: на переднем плане что-то торжественное — свадьба, крещение — что-то, что объединяет. А на заднем плане, у дерева или где-то еще, у повозки, притулилась проститутка — или нищий, или больной проказой, или сидит птица… ворон. И в его осанке лежит смерть. Старые мастера знали, что если нет этой фигуры, картина не строится. Она валится. Это сокровенное знание. То есть если на твоей картине или в твоей жизни где-то, на какой-то даже тебе неведомой периферии, не притулились проститутка, или нищий, или прокаженный, то эта картина неверная, и ты жулик.

Что в кинообразовании преходяще, а что — не меняющаяся константа?

— Это вопрос о том, что значит «делать» кино. Константа — это, наверное, экзистенция: запечатление жизни в ее текучести, «запечатленное время» — ведь так определял сущность кино Тарковский. А то, что меняется, это техники… меняются языки. Чтобы поймать время, нужны инструменты. Кино — своеобразный вид искусства, коварный. Оно намертво связано с реальностью. Кино недостаточно рассказывать историю, оно еще должно ухватить реальность. И в этом есть ремесло, technos кино. Знаки реальности рассыпаны во времени, и если твой язык несовременен, если он не ухватывает эти знаки, то твой рассказ становится заскорузлым, а из образов проступает ложь. Так часто случается у нас: ложные образы, ложные посылы, ложные истории.

И все же как быть с рассказываемой историей? Всех сейчас волнуют «хорошие истории».

— А знаешь, откуда этот нескончаемый гогот об истории? Знаешь, почему массовый человек так любит простоту, элементарность? В этой простоте он живет, это среда его обитания. Массовый человек любит логику. Ведь что такое быть? Это перетаскивать себя из точки А в точку Б. Самый простой способ — это логические сцепления, связки, смычки. Понимание, дедукция — это способ существования массового человека. Отсюда он ищет простое, складное, очевидное, лишенное темноты. Когда он смотрит такое элементарное кино, оно одаривает его ощущением существования. Всякая история — это череда логических сцепок, которые развиваются. И вот массовый человек передвигается по звеньям истории, утверждая себя и убеждаясь в своем наличии. Но история — это полбеды, массовый человек еще любит извлекать смысл. В истории должен быть смысл. Она должна обличать что-то или что-то утверждать. Тогда все будут счастливы.

Ты считаешь, в фильме не должно быть истории?

— Я не знаю, что должно быть в фильме. В фильме должно быть что-то, что угодно. Вот у Филиппа Гарреля была Нико. И он снимал ее на маленькую камеру: как она лежит, как она сидит, как пьет воду, как поворачивает голову, как ходит. Если у тебя есть Нико, ничего не нужно, никакой истории… Если нет Нико — история нужна.

На деле, конечно же, в фильме, как и в рассказе, есть история. Она есть в романах Музиля, Платонова, Деблина, Боулза. Более того — она прозрачна, ясна. Такова она и у Антониони, и у Брессона, и у Кассаветиса. Такой она и должна быть — ясной. Проблема в другом: те, кто так жаждет истории, смещают акценты с чего-то главного, они имеют в виду простую и элементарную психологическую обоснованность — такие сведенные к «стимулу-реакции» мотивировки. Вот это упрощение и есть перевирание жизни, которая на самом деле исполнена тьмы и беспокойства. Не нужно множество сводить к единичному. Лучше, как говорит один немецкий филолог, сохранить «многолучевой образ». Драматургия, которая нарождается сегодня, берет начало в пафосе господина Швондера. Это драматургия «стимула-реакции».

Давай вернемся к тому, что, по-твоему, является ядром кинообразования, не подверженным течению времени, не подверженным изменениям.

— Это вопрос о сущности кино. Я не знаю… Мне нравится думать, что сущность кино — во взаимодействии с архаическими страстями, с pathos'ами. Это термин Аби Варбурга, немецкого историка искусства. Кстати, он болел шизофренией, страдал от приступов депрессии и лечился у Людвига Бинсвангера. Так вот, по его мнению, каждой страсти соответствуют свои жесты. Варбург создавал карты страстей. Он выбирал определенную страсть и прикреплял к стене репродукции картин, на которых были изображены отображающие эту страсть жесты. Он был убежден, что каждая страсть имеет свой жест, и занимался поиском этого жеста среди множества разных живописных полотен. Когда я вспоминаю фильмы Пазолини, Дрейера, Кассаветиса или Брессона, я понимаю, что они делали то же самое. Каждый их фильм — описание определенного pathos'а, и то, чем они занимались в своих фильмах, — это поиск фигур, соответствующих выбранной ими страсти. Вот эта связь между страстями и их жестами, фигурами, мне кажется, и является сущностью кино. Кино может наблюдать за эволюцией жестов во времени. Образ — это фигура. И в кино мы можем наблюдать за разложением фигуры, за ее падением.

Всех интересует вопрос реально действующего в школе преподавательского состава. Он ведь не до конца соответствует тому, что указано на сайте? Появятся ли когда-нибудь в школе Каракс, Рейгадас, Гринуэй?

— Каракс и Гринуэй появлялись. Рейгадас — нет. Зато по школе бродит его призрак. Он, как светящийся дьявол из фильма «После мрака свет», появляется по ночам в большом зале. Ходит с кейсом и втискивает знания в стены. Студенты потом вбирают эти знания из стен. Так что не нужно переживать — Рейгадас есть. Есть даже Фассбиндер. Одна наша студентка его недавно встретила в коридоре и по сей день не может прийти в себя. Зато стала снимать иначе, так что все хорошо. И вообще этот вопрос «от лукавого», потому что те, кто интересуется такими вопросами, относятся к «знанию» и к «технике» (technos'у) потребительски: с точки зрения «Иметь», но не с точки зрения «Быть». Таким образом, они ничего не получают. В школе семь дней занятий в неделю. Настолько много всего и настолько интенсивно, что студенты поначалу даже жалуются, что им очень трудно все это воспринимать. Есть много очень важных и нужных лекций и мастер-классов. В прошлом году вели свой класс Пьер Леон и Фред Келемен, были мастер-классы Филиппа Гранрийе, Роя Андерсона, Пола Верхувена. Можно заглянуть в расписание — там огромное количество интересных и уникальных предметов и занятий. И, знаешь, ориентация на знаменитостей неправильна. Часто, делая свое прекрасное кино, режиссеры не могут преподавать, не имеют системы, не могут рефлексировать о своих техниках. При выборе преподавателей нужно смотреть не только на то, какие у них фильмы, но и на то, насколько они рефлексивны, насколько способны к преподаванию. Помимо Келемена, у которого есть своя система, современная и имеющая отношение к самой сущности кино, в будущем году мы хотим пригласить Клер Дени. У нее тоже свой подход и свои техники, и это очень важно, ибо они имеют отношение к современному повествованию. Но это не исключает того, о чем я говорил, — по нашей школе бродит призрак Фассбиндера. Школа всучивается студенту вместе с этим призраком, как призрак сэра Кентервиля всучивался вместе с Кентервильским замком. Это особенность нашей школы.

Что еще у вас происходит сейчас? Открываются новые актерские лаборатории? Какую роль в обучении занимает работа с актерами? И не противоречит ли пафос вашей школы тому, на что нацелена индустрия сегодня?

— Юрий Муравицкий уже год ведет свою актерскую лабораторию, но со следующего года актерских лабораторий будет три: будет продолжать Муравицкий, и еще открываются лаборатории Михаила Угарова и Анатолия Васильева. И все три лаборатории разные, полярные по отношению друг к другу, уникальные и авторские. В общем, все делается для того, чтобы создать территорию, «место», где что-то «случается». Мы с Геннадием Костровым так и задумывали школу — как «место». Вот этим, наверное, мы тоже отличаемся от Сараево — там школа Белы Тарра, он один создает ее тональность. У нас же разные комнаты… как у Данте, передвигаешься по разным комнатам рая и ада. Прошелся по коридору и, как Алиса, провалился в «мир» Артура Аристакисяна со своим кинозалом для мертвых. Каждая комната имеет свой уклад и свои правила. Они все разные — лаборатории Бакура Бакурадзе, Павла Бардина, Андрея Добровольского. Возможно, враждующие — это принцип школы. Есть две полярные сценарные лаборатории — Марии Зелинской и Олега Дормана. И есть очень сильные операторские лаборатории. Их тоже две: одну ведет Олег Лукичев, другую Привин, Трапо и Беркеши. Есть продюсерский факультет. Есть факультеты вторых режиссеров, звукорежиссеров, монтажа, грима. В школе много всего, что способствует какой-то особой концентрации. Есть семинары Валерия Подороги, Олега Аронсона, Елены Петровской, Ксении Голубович. Еще открылась уникальная детская киношкола, где занятия ведут лучшие студенты первого выпуска.

Что же касается наших pathos'ов — пусть они противоречат тому, чему противоречат. В мире происходят дурные вещи. Иногда кажется, что индустрия плывет в одну сторону, а мы — в другую. И, по-моему, мы правильно плывем.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245006
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411835
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416753
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421959
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423611