9 июля 2015Кино
72

Диббук вселился в макбук

«Убрать из друзей» Левана Габриадзе: больше, чем ужас, страшнее, чем фильм

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Bazelevs Production

Нет, это не новая «Ведьма из Блэр». Хотя сравнить десктоп-триллер Левана Габриадзе «Убрать из друзей» с революционным панк-хоррором начала 2000-x весьма соблазнительно. И тут, и там — торжество однократного, неповторимого, точно соответствующего духу момента приема, минимальный бюджет и феноменальные сборы. Но фильм Габриадзе (впрочем, фильм ли это или нечто генетически совсем иное, только лишь внешне мимикрирующее под кино, — еще вопрос) скорее играет сегодня роль «Прибытия поезда» или «Выхода рабочих с фабрики». С одной стороны, он создает точную, пугающе правдоподобную иллюзию — иллюзию той виртуальной части реального, которая прежде существовала автономно от репрезентации, не имела точного экранного образа и потому как бы и не считалась феноменом Культуры (разве что субкультуры; как будто в истории редактирования ФБ-поста драматизма меньше, чем в какой-нибудь «Очереди» Сорокина). С другой стороны, «Убрать из друзей» точно документирует повседневность интернета, вездесущую, как воздух, состоящую из ежедневной документации самой себя и потому как бы и не считавшуюся достойной какой-либо внешней — то есть осуществленной более традиционными (читай — устаревшими) медиа — фиксации.

Действие «Убрать из друзей» происходит исключительно на десктопе макбука — внешний мир, в котором загадочная сила, говорящая с людьми через ФБ-аккаунты покойников, убивает реальных людей, присутствует лишь в виде далекого референта, искаженного до эха двойной репрезентацией. Кадры «реальной жизни» здесь — это ютьюб-ролики или изуродованные помехами экраны скайпа. Как будто только взгляд через камеру мобильного телефона или лэптопа легитимизирует реальность, делая ее несомненной. Ну да, в каком-то смысле фильм Габриадзе именно об этом: всевидящее око, чудо-орган, в литературе прошлых веков принадлежавший Провидению («Мост короля Людовика Святого») или герою-мстителю с ухватками сыщика и мозгом интеллектуала («Граф Монте-Кристо», «Десять негритят»), теперь соотносится с кэшем интернета, книгой, в которую мы сами скрупулезно заносим свои проступки и свершения. Персонажи «Убрать из друзей» — обычные американские младшекурсники с обычными для героев американской молодежной драмы грешками (ложь, измены, клевета и злословие) — становятся обвиняемыми на Страшном суде, который устраивает им нечто, представляющееся духом покойной подруги. Это нечто пишет с ФБ-аккаунта мертвой и роковым, неотключаемым собеседником вклинивается в скайп-конференции. Неживое заставляет живых каяться, предъявляя в качестве улик видео- и фотоматериалы из сети. Все ходы записаны, отпираться невозможно.

© Bazelevs Production

Впрочем, самые важные достоинства «Убрать из друзей» находятся вне сферы моральных суждений и очевидных умозаключений о великой силе интернета. Главная игра тут — не смертельное «never have I ever», во что заставляет играть героев злобный дух, но неразличимость репрезентации и презентации в глазах зрителя. Проповедник реализма Андре Базен, глубоко убежденный в миметической природе кинематографа, предполагал, что когда-нибудь медиум кино, пленка, на которой оставляет свой отпечаток реальность, растворится — и зритель останется один на один с реальным. Примерно это и происходит в фильме Габриадзе. В отличие от киноэкрана, десктоп, на котором разворачивается действие «Убрать из друзей», — это не пустая, чистая завеса, улавливающая изображения вещей. Он сам — вещь, предмет реального, пусть и не всегда осязаемого, мира. Не случайно в первую же минуту фильма рука зрителя невольно тянется к мыши, чтобы самому отключить незваного гостя, явившегося в скайп-конференцию (точно так же посетители люмьеровского сеанса невольно вздрагивали, когда вдруг приходило в движение статичное изображение поезда на экране). Экран макбука несчастной студентки Блэр Лили, с точки зрения которой мы и смотрим на весь этот онлайн-ужас, — он же и есть экран макбука зрителя «Убрать из друзей». Вернее, он был бы им, если бы эксперимент Габриадзе показывали на VOD, а не в кинотеатре. Увы, триумфальная кинотеатральная дистрибуция «Убрать из друзей» (сборы 50 млн при бюджете 120 тыс.) — тот самый случай, когда медиум убивает весь месседж.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245006
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411835
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416753
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421959
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423611