20 февраля 2015Кино
91

«Привет, я молодой человек, хочу снять кино о зоофилах»

Документалист Ян Золдат — о настоящем садомазо в кино

текст: Инна Денисова
Detailed_pictureКадр из фильма «Prison System 4614»© Berlinale

Тридцатилетний немец Ян Золдат уже десять лет снимает документальные фильмы про секс. В 2010-м его героями были зоофилы. Сейчас — постояльцы «тюрьмы», которые добровольно спят в клетках, ходят в наручниках и едят из собачьих мисок. После премьеры «Prison System 4614» в берлинской программе «Панорама» Инна Денисова поговорила с Яном Золдатом о ненормативных сексуальных практиках и людях, вовлеченных в это.

— Вы снимаете фильмы уже больше 10 лет?

— Да, у меня около сорока короткометражек. Когда я начал, то снимал по пятиминутному фильму в месяц. Первый — в 2006-м. А в 2010-м я впервые участвовал в конкурсе здесь, в Берлине.

— А какой был первый фильм?

— Трехминутный. Обо мне. Я сижу в комнате, а потом беру карандаш и — выкалываю себе глаз.

— Не по-настоящему, надеюсь?

— Нет, но выглядело как по-настоящему.

— Как вам удалось это снять?

— Мы пришли на скотобойню и попросили глаз. Они дали. Мы приготовили фальшивую кровь. Получилось натурально. С тех пор я снял уже кучу всего: художественный фильм, трэш-муви, документальные портреты друзей. Пошел учиться в Академию кино и телевидения в Потсдаме. Подрабатывал в больнице, ухаживал за инвалидами с умственными отклонениями. Я всегда любил снимать просто так, для себя. Так вышло и с этим фильмом про тюрьму для садомазохистов — мне просто хотелось его снять.

— Ваш фильм «Geliebt», который впервые участвовал в Берлинале в 2010-м, был о зоофилах. Где вы нашли героев?

— В интернете. Были берлинские интернет-комьюнити вроде FreeForms — сейчас их закрыли, на них была хакерская атака, — так вот, заходишь туда, выбираешь тему, пишешь сообщение. Я написал: «Привет, я молодой человек, хочу снять кино о зоофилах». В теме оказалось двадцать человек. Я встретился с двумя, которым предложил: «Давайте сделаем фильм?» И они согласились.

Кадр из фильма «Geliebt»Кадр из фильма «Geliebt»© Berlinale

— В интернете есть только начало этого фильма — где два парня смешно танцуют с Wii, а потом один гладит немецкую овчарку. Вы снимали их секс с этой собакой?

— Только прелюдию. Когда герой раздевается и овчарка залезает к нему в кровать. Они обнимаются, целуются — присутствует сексуальное настроение, но без проникновения. Я совершенно не боялся снимать секс — я хотел его снять. Но они не стали при мне заниматься сексом, и, может быть, к лучшему — зрителям было бы слишком тяжело на это смотреть. А так — получилась чувственность на экране. По-моему, фильм ломает стереотипы: то, что заведомо кажется людям ужасным и отвратительным, может оказаться совсем не таким ужасным в реальности. Мне важно было понять, что за люди передо мной, и уже потом вынести о них суждение: они мне нравятся, не нравятся, мне скучно на них смотреть или я их осуждаю?

— Ну и как они вам, понравились? Вы их не осудили?

— Уж точно не осудил. Мне вообще неинтересна дискуссия о зоофилии в контексте «хорошо это или плохо». Она идет и без меня. Мне это явление интересно с точки зрения того, что оно существует в нашем мире. Что эти люди живут среди нас, ходят в булочные, на почту и ничем от нас не отличаются. Я спрашивал: как вы можете описать ваши отношения с вашей овчаркой? В каких выражениях опишете вашу собаку? В тот момент, когда я задавал эти вопросы, у меня не было вообще никакого представления о зоофилах.

— И каково в итоге оказалось ваше впечатление?

— Что у нас одни и те же стремления, что наша страсть выражается одинаково. Они описывали свои отношения с собакой так же, как я бы сейчас охарактеризовал отношения со своей девушкой. Когда они говорили о своих эмоциях и страхах, я чувствовал, что понимаю их. То есть я не понимаю их выбора, почему собака в качестве сексуального партнера, — но я могу приблизиться к пониманию. В абстрактном смысле это такие же отношения, как любые другие.

— Ваш фильм «Endlich Urlaub» («Последний праздник») участвовал в Берлинском порнофестивале?

— Да, в 2010 году. Это трехминутный фильм о мужчине, который мастурбирует в трех разных комнатах. Занимается сексом с собственным телом. В этом фильме очень важны комнаты: кто-то говорит, что в одной комнате он радостный, а в другой — уже грустный. Я же не придавал интерьеру большого значения, я наблюдал только за сексуальностью героя.

— Мужская сексуальность для вас интереснее женской?

— Наверное. Потому что я мужчина. И могу идентифицировать себя с мужчинами. С геями немного сложнее, поскольку я не гей. Но так получалось, что геев я снимал чаще: они более раскрепощены сексуально, чаще соглашаются показывать себя. Гетеросексуальные пары я тоже снимал, но их обычно труднее уговорить.

— А фильм про женщину у вас есть?

— Есть одна короткометражка: об очень одинокой женщине, неспособной выразить себя как женщина и, таким образом, оскорбляющей собственную сексуальность. «Оскорблять», возможно, неверное слово: точнее будет сказать, что она неправильно использует свою сексуальность, не знает, что с ней делать. Увы, с женщинами это нередко случается.

— А когда вы заинтересовались сексуальными играми с элементами насилия?

— Вообще я еще до киношколы хотел снимать людей, которые занимаются сексом. С годами интерес прогрессировал. В 2011 году здесь, в Берлине, в «Панораме» показали мой фильм «Unbenannt» («Без названия») — о пятидесятилетнем мужчине, практикующем БДСМ. Я искал героя для фильма про старое тело: как оно движется во время сексуального акта, как и на что реагирует. В общем, я искал старичка и старушку. Старушки не реагировали на мои сообщения. А старичок написал: «Приходи, поговорим».

— И что эти старички делали друг с другом?

— Ну-у-у… Немножко электричества…

— Им больно?

— Конечно, ток к гениталиям — это больно! Но на самом деле они играют.

— Эти старички — гей-пара?

— Ну, такая относительная пара, встречаются по выходным. Закончив этот фильм, я стал искать людей, которые не просто иногда играют в это, но постоянно существуют в БДСМ-мире. Хотелось понять, что заставляет их быть такими. В итоге я нашел шестидесятилетнего героя и снял про него «Der Unfertige». Этот человек ездил в специальное место в Саксонии, где несколько дней можно было побыть рабом. Такой slave camp. C виду — обычный дом в лесу, с гостиной и другими комнатами (как раз теми, где наказывают), похожий на любой другой клуб по интересам.

— И сколько вы обнаружили еще таких «гостиниц»?

— Две. Эту и еще одну тоже в Саксонии, сделанную как тюрьма. Prison camp.

— А это законно?

— В смысле? Это частная собственность. В своем частном доме ты можешь делать что угодно, если это добровольно, делается по соглашению сторон и не причиняет никому вреда.

— Я имела в виду официальную регистрацию предприятия.

— Там все по-другому устроено: деньги берут только на кормление «узника»: ему же нужно есть. Это не требует налогообложения.

— То есть это не бизнес?

— Нет, не бизнес. Это — event, мероприятие частного характера.

— У «тюрьмы» есть сайт?

— Нет, конечно! Но их несложно найти. Впрочем, считать, что это открытое сообщество, тоже не стоит.

Кадр из фильма «Prison  System 4614»Кадр из фильма «Prison System 4614»© Berlinale

— Из вашего «Prison System 4614» следует, что устроители подобных ивентов не скрывают род своей деятельности. Это иллюзия?

— Разумеется, иллюзия. Мир не настолько толерантен. «Ивенты» могут вызывать агрессивную реакцию общества. Ну да, они вынуждены прятаться. И лица тоже показывать не хотят: а вдруг шеф с работы увидит? Или дети родственников? Для меня же, напротив, важно, чтобы фильм увидело как можно больше людей. И сделало выводы, что герои — нормальные люди, не причиняющие никому вреда. Что какие-нибудь госчиновники вредны обществу гораздо больше садомазохистов.

— Герои рассказывали вам о реакции, с которой сталкиваются?

— Ну, я довольно часто сам с ней сталкиваюсь. С негативом даже своих близких людей. Мне говорят: «Я не буду смотреть, это слишком тяжело». Некоторым я пытаюсь объяснить, что тяжело точно не будет: максимум — будет немножко скучно.

— В «Prison System 4614» мы видим двух «тюремщиков», мистера Авида и Денниса, пожилую гей-пару. Вы снимаете их уже не первый раз?

— Да, это мой третий фильм о них. Еще есть один фильм о другом клубе, сконцентрированном на военных фетишах: там хозяева гонят своих «пленников» в лес и заставляют отжиматься.

— Они давно вместе?

— Три года. Но вообще-то это distant relationship, они живут в разных немецких городах, один с севера, другой с запада, встречаются только в «тюрьме». Какого рода их отношения, мне, впрочем, было не так важно, это другая история. Я хотел показать их нежность друг к другу на фоне жестких игр. Мне очень нравилось, как они обнимаются. Они познакомились, когда Авиду было за сорок, это был его первый секс. Деннис и вовсе — человек с ограниченными возможностями, у него всегда были проблемы, из-за его физических недостатков он не мог устроиться на работу, его не брали в нормальные компании, максимум, на что он мог рассчитывать, — разносить кофе. Вообще, когда они играют вдвоем, маленький Деннис доминирует над огромным Авидом. Но в фильме мы видим другое: здесь Авид выступает тюремщиком для «гостей».

— В фильме «Der Besuch» («Визит»), который показывали на фестивале в Роттердаме, в тюрьму приходит столетняя бабушка Авида в розовой кофточке — садится на кровать с фиксаторами, смотрит на все эти клетки и наручники с удивлением. А потом замечает собачью миску и радуется, что ее внук ухаживает за домашними животными.

— Она — подарок, попала в кадр случайно! Очаровательная старушка. Пришла навестить внука — и я снял ее на айфон. Авид был не против.

— Она поняла, что там происходит?

— Ну да. С любопытством на все это посмотрела, покачала головой. Что мне больше всего в ней понравилось, так это искренность: ей 94, и она даже подкинула Авиду идею, как еще можно мучить пленников!

— Вы поняли, почему люди получают удовольствие, когда их мучают?

— Нет, так и не понял... Да я и не собирался понимать. Человеку нравится — я могу разделить его радость, хоть это и не имеет никакого отношения к моей собственной сексуальности. Ему нравится, если его бьют, — да ради бога. Меня пугает другая вещь: когда людям не нравится, а они себя принуждают. Как в случае с той женщиной, о которой я рассказывал вначале. Которая мучает себя только ради того, чтобы попробовать нечто новое, но ей совсем не хорошо.

Иногда я спрашивал их о первом опыте. Когда они впервые осознали, что хотят быть прикованными или побитыми? Они рассказывали — но не так много. Как в детстве, когда играли в Räuber und Gendarm, им нравилось не побеждать, а быть взятыми в плен. Нравилось стоять связанными и ждать победителя, который выберет им наказание.

— Авиду и Деннису понравился фильм?

— Очень. Авид был в восторге. Такой большой фестиваль, как Берлинале, согласился показать фильм — значит, кто-то относится к нам серьезно, по-человечески, значит, мы не просто отбросы общества. Это очень-очень важный момент для них.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245064
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411882
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416796
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421994
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423647