3 декабря 2014Кино
54

Что смотреть на этой неделе — легально и бесплатно

«Берлинская школа» — в кино и на VOD

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture 

Сегодня в московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт» начинается Фестиваль немецкого кино. Среди двух десятков фильмов фестивальной программы (в том числе и короткометражных) — новая работа Кристофа Хоххойслера, одного из ключевых режиссеров «берлинской школы», соучредителя журнала Revolver. «Ложь победителей» — довольно неожиданный фильм как для поклонников «берлинцев», так и для любителей традиционного «зрительского» кино Германии. Бастард популярного политического детектива в духе Стига Ларссона и своеобразной визуальной антропологии, это кино ставит в тупик. Строго говоря, «Ложь победителей» — стандартный политический триллер о журналисте, ведущем расследование злоупотреблений в области переработки токсичных отходов. Но этот очень привычный, мейнстримный канон изложения и изображения постоянно подвергается атакам типично «берлинских» психологических этюдов, пауз, посвященных молчаливому, в духе Антониони, изучению урбанистических пейзажей, внезапных сюрреалистических флэшбеков и фрагментов голливудских нуаров (то есть буквально — в какой-то момент на экране без объяснений появляется Хэмфри Богард). Детективная интрига повисает в воздухе, все ключи оказываются макгаффинами, понятная, привычная форма вещей — пустой видимостью, скрывающей нечто непостижимое и тревожное, а точкой в практически безрезультатном, вызывающем фрустрацию и героев, и зрителей расследовании становится тяжеловесная цитата из Лоуренса Ферлингетти, вдруг переводящая условный жанровый сюжет в плоскость политической философии.

По счастливому стечению обстоятельств, у зрителей есть возможность подготовиться к просмотру «Лжи победителей», погрузившись в контекст «берлинской школы». На время проведения фестиваля российский VOD-cервис ivi.ru открыл свободный доступ к картинам, которые были частью прошлых фестивальных программ. В их числе — четыре других фильма «берлинцев», включая предыдущую работу Хоххойслера.

«Город под тобой»

Режиссер Кристоф Хоххойслер


Тоже немного сюрреалистическая, нервная драма об ужасах корпоративного управления. Интерес к удушливой среде высокопоставленных политиков и CEO проявился у Хоххойслера одновременно с интересом к холодной поэзии посткапиталистической архитектуры. Стеклянные башни Франкфурта, прозрачные офисы, в которых творятся совсем не прозрачные для публики махинации, стерильные отели, стройплощадки... Хоххойслер, пожалуй, самый политический режиссер из всех «берлинцев», и он без лишней деликатности связывает деньги, смерть и секс в своем сюжете о специалисте по фондовым рынкам по имени Стив, в результате интриг сосланном в опасную командировку в Джакарту (его предшественник был похищен ради выкупа). Впрочем, Джакарту нам не покажут — Хоххойслера интересует только Германия, а настоящим сюжетом фильма скоро становятся невротически-сексуальные похождения жены Стива. Та затевает необъяснимый и безнадежный роман с его начальником (и главным врагом), престарелым ветераном кабинетных интриг.

«В возрасте Эллен»

Режиссер Пиа Маре



Предпоследний фильм Пиа Маре, ненадолго погрузившейся в берлинскую растерянную апатию, кажется своеобразной антологией приемов школы (при этом приемов явно отрефлексированных — к созерцательной грусти тут постоянно примешивается самоирония). Главная героиня Эллен (Жанна Балибар) — стюардесса «Люфтганзы», проходящая через кризис среднего возраста. Не выдержав, бортпроводница совершает абсурдные, необъяснимые действия и, тут же уволенная, прибивается к группе радикальных веганов. Подробнее о фильме можно прочитать тут.

«Все, что останется»

Режиссер Ханс-Кристиан Шмид


Типичное «берлинское» кино — аккуратная и чистенькая история смертельного отчаяния и убивающего отчуждения. Семья успешного издателя, только что продавшего свой бизнес, собирается в его огромном, старомодном доме на уик-энд. Во время праздничного обеда выясняется, что мать, последние 30 лет страдающая маниакально-депрессивным расстройством, вот уже два с половиной месяца как самовольно отказалась от приема антидепрессантов — и, кажется, впервые за эти годы чувствует себя хорошо. Столь резкая смена амплуа одного из членов семьи вызывает цепную реакцию — и весь этот дизайнерский, построенный одновременно на лжи и самопожертвовании дисфункциональный мир летит к чертям. Немного Чехова (весьма оригинальная трактовка темы «лишних людей» и семейного ада), немного Триера и океан летней, прогретой солнцем зелени, так любимой режиссерами «берлинской школы».

«Сонная болезнь»

Режиссер Ульрих Кёлер


Фильм-диптих, посвященный одиночеству белого человека в черной Африке, современный парафраз «Сердца тьмы» Конрада. Тема эта отлично знакома самому Ульриху Кёлеру — он сам провел детство в Африке (его родители, как и герой фильма, были сотрудниками гуманитарной миссии). Двойной портрет немецкого доктора, который якобы борется с эпидемией сонной болезни в Камеруне, а на самом деле «пилит» средства ВОЗ вместе с многочисленными родственниками своей африканской любовницы, дан как столкновение двух взглядов на героя. Первый — любящий взгляд ничего не подозревающей жены, приехавшей навестить мужа в экзотическом краю. Второй — взгляд двойника, условного Марлоу (здесь у Кёлера начинается интересная игра в идентичности и инверсии), инспектора ВОЗ с африканской фамилией Нзила, никогда прежде не бывавшего в Африке и не совсем понимающего, к какому миру он принадлежит (иногда кажется, что немецкий доктор — в большей степени африканец, чем этот чернокожий инспектор). Неоколониальный контекст окутывает эту трагедию ненавязчиво, являясь зрителю в побочных сценах научно-практических конференций на тему «как нам обустроить Африку». Как? Ну конечно же, рыночными реформами! На этих словах даже идеалист Нзила выходит из конференц-зала.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245069
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411886
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416800
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422001
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423651