3 ноября 2014Кино
730

Сквозь желтое стекло

«Уильям Тернер» Майка Ли

текст: Катерина Белоглазова

Завтра в Москве на «Бритфесте» покажут «Уильяма Тернера» Майка Ли. Катерина Белоглазова — о грубости и сложности этой творческой кинобиографии.

Переводное название фильма «Уильям Тернер» (вместо скромного «Mr. Turner») упускает важную привязку к приватности, к тому, что персонаж Майка Ли — вообще-то английский гений живописи — в первую очередь показан как частное лицо. Представьте, что в России сняли байопик о Пушкине, названный «Господин Пушкин» или, того лучше, «Гражданин Пушкин», и почувствуйте разницу.

Фигуру Тернера, художника, выходца из неблагородного сословия — сын цирюльника, ставший в 27 лет самым молодым членом Королевской академии художеств, — можно назвать фигурой-медиатором. И по происхождению, и в перспективе своей творческой эволюции Тернер оказывается между традиционными позициями, которые мог занимать известный английский художник XIX века. Это же положение «вне» или «между» стало центральным для Тернера-персонажа. Тернер в исполнении любимого актера Ли Тимоти Сполла — предельно антиаристократичен. Единственная черта аристократа в нем — только постоянство, упрямая верность себе. В остальном — мещанские повадки, угрюмый нрав неповоротливого, некрасивого и малоразговорчивого мужчины. Кряхтение от него можно услышать чаще, чем членораздельный ответ на вопрос.

Но Ли неизбежно романтизирует одного из главных живописцев-романтиков: под грубой, неотесанной оболочкой, конечно же, скрываются чутье и душа гения. Иногда (но редко) эта чуткость натуры проступает у Тернера, когда он говорит о том или с тем, кто действительно для него важен. В остальное время он одинаково бесстрастно входит в парадные английских аристократов и в комнату проститутки, продает свои картины за сотни тысяч фунтов, снимает скромную комнату в прибрежном гостевом доме. На глазах у почтенных членов Королевской академии художеств, рисуя, плюет на холст и растирает по нему краску так, словно месит тесто. И все же Тернер — не просто обычный для английской традиции эксцентричный тип, а посредник, медиатор между бренным миром бытовой конкретики, в котором он довольствуется малым, и областью возвышенного, к которой устремлена трансгрессивная мощь его произведений. Он одинаково интересуется как природным (стихией, феноменом света), так и искусственным — техническими новинками. Эпизод, в котором Тернер фотографируется на дагерротип, в каком-то смысле ритуален: предвосхищая революцию в изобразительном искусстве, он как бы оставляет утративший актуальность реализм (фотографический) своим коллегам по академии, которые показаны в фильме дураками и склочниками.

При этом сам Тернер практически никогда не принимает участия в искусствоведческих беседах, едва может читать лекции. В то время как все вокруг него — и художники академии, и богатые покупатели — увлечены пустыми разговорами об уникальности света и тени, новаторской композиции, о технике мазка и прочих искусствоведческих изысках, Тернер просто делает это (а именно — генерирует возвышенное, как живая машина романтизма, и именно в этом разграничении прекрасного и возвышенного кроется романтическая, по сути, позиция Майка Ли; недаром в финале он, в противовес картинам Тернера, показывает произведения прерафаэлитов с их стильностями и красивостями).

Тернер прост. Его гений — его ядро, неделимый остаток индивидуальности — не поддается спекулятивному разложению. Тернер выдает на-гора продукт своей души, изучая свет и стихию на личном чувственном опыте. (В фильм включен легендарный — но мифический — эпизод, когда 65-летний Тернер просит привязать себя к мачте в шторм на 4 часа, чтобы ощутить энергию бури.) Простота персонажа очень важна для Майка Ли, ведь она контрастирует с избыточностью, многозначностью его искусства. Романтические пейзажи Тернера оказали влияние на импрессионизм, им восхищались Моне и Матисс, поздний период Тернера предвосхитил абстрактный экспрессионизм, критики находят сходство между его мистериями света и метафизическими и экзистенциальными опытами де Кирико. Возможно, эта избыточность — световая, красочная, стилевая — и есть то «шизо», дающее свободу бессознательное следование своему желанию, о котором писал Делез после посещения выставки Тернера в Лондоне.

Майк Ли тонко чувствует и создает своего персонажа, но при этом странным образом сам попадается в те же самые ловушки, которых так удачно избегал его главный герой. «Mr. Turner» — скорее комедия, чем драма, и, безусловно, зрительское кино. Зрительскому удовольствию тут служат и детально воссозданная историческая атмосфера Англии XIX века, и живописная манера съемки оператора Дика Попа, скрупулезно имитирующего тона света и тени на картинах Тернера (в фильме то и дело появляются живописные интерлюдии пейзажей, закатов и рассветов в тернеровской манере, никогда, кроме копии «Последнего рейса фрегата “Отважный”», не повторяющие сюжеты произведений Тернера буквально). Сама психологическая конструкция героя, качающегося, как маятник, между неповоротливым кряхтением и смелостью гения (с намеком на присущее Тернеру чувство социальной солидарности), строится на серии монотонно повторяющихся по одной схеме гэгов. Трансгрессивная избыточность, которую претворяет в жизнь Тернер, в пространстве кадра вырождается в механическую избыточность перепроизводства «зрелищного». Фильм не зависает рискованно на границе «возвышенного», а все-таки срывается в бренную долину «прекрасного».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245091
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411931
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416811
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422008
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423658