21 августа 2013Кино
102

Пять наших фильмов, которые могли бы стать лучше

ДЕНИС РУЗАЕВ и ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ дают практические советы по обустройству русского кино

текст: Василий Корецкий, Денис Рузаев
Detailed_picture© colta.ru

Хронически недовольные уровнем российского кино критики COLTA.RU решили выступить в роли сценарных докторов и несколькими легкими движениями превратить свои самые нелюбимые фильмы этого года в любимые. Как? Просто добавив свиней, например.

«Долгая счастливая жизнь»

Переделать историю о положении на селе в историю слива протеста. Нет — птичникам и картошке, да — русскому бунту, тяжелой крестьянской психологии и бессмысленной сельской герилье. Необычайно доброе и заботливое отношение чиновников к герою Яценко, возможно, соответствует реальности — но делает весь конфликт между фермерством и администрацией совершенно необъяснимым. Меньше «берлинской школы», больше ада!

И обязательно добавить свиней, проанонсированных режиссером Хлебниковым во всех без исключения интервью.


«Легенда № 17»

Если опытный кинозритель в «Легенде № 17» увидит несколько шизофреническое раздвоение на патриотический байопик и метафизическую спортивную драму о ломке характера, то новичка смутят в первую очередь вольности в обращении с фактами биографии Валерия Харламова (см. самый читаемый текст о фильме). Что ж, учитывая, что лучшее в «Легенде» — это завиральные тренировки на мартеновских печах и вымышленные встречи тренера со спортсменом в морге, посоветуем режиссеру и сценаристу от унылой правды жизни оттолкнуться раз и навсегда. Заменить артистку, играющую маму хоккеиста, на преступно мало появляющуюся в кадре Нину Усатову (чем больше Усатовой, тем лучше!). Вычеркнуть недозрелую романтическую линию: подлинный роман у спортсмена — не с женой, а тренером. Что касается последнего, то артист Меньшиков и так играет Тарасова чистым Мефистофелем — но фаустовский подтекст «Легенды» все равно нуждается в усилении. Предлагаем добавить давно потухшему меньшиковскому взору CGI-ных огненных отблесков, финальную схватку с Канадой перенести со стандартной хоккейной площадки на каток в альпийских горах — а ее единственным зрителем сделать того персонажа «Легенды», который в действительности определял харламовскую эпоху, — то есть Леонида Ильича Брежнева.

 
«Майор»

Комплекс Большого Русского Кино и схематичная, навязанная автором герою психология есть вещи несовместные. Вернуться назад, к жанру, добавить крови и расчлененки — дикости в духе корейского кино заставят зрителя забыть вопросы вроде «Почему майор милиции чувствителен и переменчив, как 18-летняя девушка?». Строить сюжет на слезинке сбитого ментом ребенка — прием сомнительный, оправдать его можно последующими гекатомбами и доведением насилия и беспредела до трагикомического абсурда. Пересмотреть «Рэмбо» и «Коммандо», «Олдбоя» и «Преследователя», выписать оттуда находки режиссеров. Заменить уныло-медитативный гитарный саундтрек на что-нибудь менее задумчивое.

 
«Разносчик»

Герои аккуратного во всех отношениях «Разносчика» ведут себя тоже аккуратно — как положено в условном европейском артхаусе, а не в русской жизни. Киллеры списываются с заказчиком, оставляя записку в двери? Разносчик пиццы из Можайского района сожалеет о том, что убил человека из трехкомнатной квартиры на Остоженке? Не верим. Разъяснить эти удивительные обстоятельства и убрать два болтающихся сюжетных аппендикса: необъяснимо долгую речь Путина по ТВ (это что, намек на фронду?) и столь же необъяснимое убийство неопознанной пары в авто, проходящее на периферии сюжета. Сцены молодежного секса в коровнике, среди говнища, очень хороши — их бы побольше.


«Географ глобус пропил»

В любом учебнике по сценарному мастерству написано, что очень неинтересно смотреть кино, герой которого не меняется ни в какую сторону. Впрочем, есть и исключения — к примеру, «Осенний марафон». Собственно, к нему — а также ко всему корпусу семидесятнической советской классики о кризисе среднего возраста («Полеты во сне и наяву», «Отпуск в сентябре») — и апеллирует «Географ». Но есть нюанс — герои Янковского, Басилашвили и Даля томились в тисках советской стагнации, их трагедия была трагедией некогда хорошего, но лишнего человека. Географ же — просто унылый м…к. Очень сложно ассоциировать себя с м…ком, даже если тебе тоже сорок лет.

Что делать? Добавить надрыва (пусть учитель Служкин будет импотентом), конфликта (пусть он все-таки переспит с ученицей), шарма, наконец (герой книги Иванова, по которой снят фильм, обладает довольно четкими речевыми характеристиками интеллектуала, герой фильма читает девушкам стихи, простите, Пушкина). Причесать детали — либо снять со стены служкинской квартиры плакат Doors, либо заставить его выключить «Владимирский централ». Посетить салон сотовой связи и убедиться, что алконокия, на которую получающий 15 тысяч в месяц герой снимает видеоарт для любимой девушки, не просто неспособна снимать видео в 2К — а и вообще не имеет камеры. Исправить кастинг — вместо Хабенского взять на главную роль самого писателя Иванова.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245612
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412309
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417129
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422308
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424009