30 мая 2014Кино
253

Мирослав Слабошпицкий: «Веточку надо без трусов»

Режиссер украинского «Племени», получившего главный приз «Недели критики» Каннского фестиваля, — о своей работе со слабослышащими непрофессионалами

текст: Инна Денисова
Detailed_pictureКадр из фильма «Племя»© Semaine de la Critique du Festival de Cannes

— Как вы придумали историю про глухонемых?

— Когда я был маленьким мальчиком, я учился в 186-й школе в городе Киеве, в Московском районе. Теперь он называется Голосеевским — нет больше Московского района. Гостиницы «Москва», кстати, тоже больше нет — она теперь «Украина».

— Никакой больше Москвы в Киеве.

— Никакой. Так о чем это я? Киев с точки зрения локейшена — такое же дерьмо, как и Москва. Такой же взбесившийся торт. Так вот, «Племя» мы сняли в школе, где я учился. Напротив школы был интернат для глухих, мы с его учениками дрались постоянно. Их манера общения всегда была мне очень интересна, а поскольку я с глубокого детства знал, что стану кинорежиссером, то думал, что это хорошая идея — снять немое кино. Но не как стилизацию, а действительно с глухими актерами.

Мирослав СлабошпицкийМирослав Слабошпицкий© Semaine de la Critique du Festival de Cannes

— Может, слова вообще не нужны фильмам? Нынешний Каннский фестиваль прошел под девизом «Adieu au language».

— Ну да, если к тому, что мои артисты делают на экране, приложить слова, будет дикий гротеск и пережим; а в таком виде, как сейчас, все выглядит органично.

С другой стороны, в моем сценарии все диалоги были прописаны. На съемках всегда присутствовал человек, который следил, чтобы актеры не несли какой-нибудь отсебятины. Язык жестов ближе к китайскому или японскому; жесты, как и иероглифы, обозначают понятия. Поэтому некоторые фразы нужно было переформулировать. В общем, текстом немого фильма пришлось заниматься очень серьезно.

У меня есть 10-минутная короткометражка «Глухота»: я снял ее с глухими на Mark 2 за 300 евро. Впервые попробовал рассказать историю таким образом. А потом снял без диалогов «Ядерные отходы», которые получили «Серебряного леопарда» в Локарно. Думаю, мой следующий фильм будет говорящим. Я закрыл для себя этот гештальт.

— И что было вначале — желание снять фильм про глухонемых или сделать немое кино?

— Их, кстати, нельзя называть глухонемыми, они обижаются. Даже название «Общество глухонемых» кажется им неполиткорректным. Они — не немые. Стоит выложить на Фейсбуке любую публикацию, не важно, что вы там напишете, — комментарий будет один: не пишите «глухонемые». Я к этому уже привык.

Кадр из фильма «Племя»Кадр из фильма «Племя»© Semaine de la Critique du Festival de Cannes

— Я вдруг подумала, что в Фейсбуке им незачем выделяться в племя, они сливаются с другими пользователями.

— Не совсем так. Письменная речь глухих напоминает обратный перевод. «Бы я хотел на фестиваль». Наша публика в основном сидит «ВКонтакте», я советую артистам завести Фейсбук, поскольку они теперь звезды… Но мы опять ушли в сторону от темы.

— Когда вы придумывали фильм, то держали в голове «Страну глухих» Тодоровского?

— Свой фильм я придумал до того, как Тодоровский снял свой. Когда я смотрел «Страну глухих», то думал: почему же вы не взяли глухонемых актеров? Идея же была на поверхности! Фильм — классный, и он не один, есть еще фильмы про глухих, «Читай по губам» Одиара, например. Но такого концепта, как у меня, еще ни у кого не было.

Я вообще считаю, что снял жанровое кино, вестерн. Иностранец приезжает в город, вступает в банду, влюбляется в девушку главаря. Я понимал, что не могу снимать сложную историю: история должна быть понятной. Иногда даже пользовался клише: в любом фильме о новичке в школе или в тюрьме обязательно есть сцена в столовой. Когда зритель видит сцену в столовой, у него включается кинематографическая память.

Кадр из фильма «Племя»Кадр из фильма «Племя»© Semaine de la Critique du Festival de Cannes

— Актеры — ученики интерната?

— Нет, что вы. Актеров мы долго собирали, буквально по миру. Есть русский мальчик из Владимира. Главная героиня, Яна, — белоруска. Протагонист и антагонист — киевляне. Мы проводили кастинг через соцсети и сайты для глухонемых. На самом деле глухих не так много, меньше десятой процента от популяции. Им тяжело находить друг друга для отношений. Их мало.

— Они что, ищут для отношений только глухих?

— У них главный цимес — говорящая девушка или говорящий парень. И главная архетипическая фольклорная история — любви между глухим парнем и говорящей девушкой.

— А есть актерские школы для глухих?

— В Москве есть РГСАИ — Российская государственная специализированная академия искусств. При ней есть разные курсы, в том числе актерские. В Киеве есть театр «Радуга» при Культурном центре Украинского общества глухих. Они нам здорово помогали. А вот РГСАИ не захотела с нами сотрудничать — может быть, из генетического презрения москвичей к украинцам?

— Что это еще за презрение такое?

— Оно существовало всегда. Просто сейчас ситуация немножко изменилась: страна, которая избирает пятого президента, с презрением смотрит на людей, которые за двадцать лет не смогли сбросить одного. Изменилась внутренне — и это серьезная история. В общем, нам отказали — и из презрения к низким хохлам, и руководствуясь мыслью, что труппа рухнет, если на полгода забрать актера. В итоге — так уж получилось — мы все равно не взяли актеров, у нас все непрофессионалы.

Даже название «Общество глухонемых» кажется им неполиткорректным.

— И как вам работалось с глухими непрофессионалами?

— Все задают этот вопрос, и всем на него я даю самый скучный ответ: как с обычными непрофессионалами. Только через переводчика.

— Они легко играли?

— Конечно, нет. В массе своей они из неблагополучных семей. Мы пытались создавать им прекрасные условия: привозили-увозили их на машинах, давали суточные, водили в культпоходы. Они не привыкли к такому обращению. И мы много-много репетировали.

— Им эта история показалась жесткой — или это их повседневность?

Не думаю, что их жизнь такая же, как в фильме. Например, мальчик, играющий Короля, — из более-менее благополучной семьи. Гриша — уличный парень: несмотря на мой запрет, бегал воевать на Майдан. Я боялся, что его пристрелят и я не досниму картину. Мы начали снимать еще до неподписания евроинтеграции, а закончили, когда путинская Россия оккупировала Крым.

— А сцена секса, с которой не сразу справится любой профессионал?

— Есть девочка Яна. Есть страна Белоруссия, город Гомель хрен знает где, а под городом Гомелем хрен его знает где есть село Малые или Большие Журавичи. Яна — оттуда. У нее была мечта — быть актрисой. Она приехала в Киев на кастинг. Я пришел на этот кастинг, там была другая девочка, с сиськами и жопой, прикольная, — но я вдруг понял, что смотрю на Яну. Перед съемками отправили ее домой, купить теплые вещи. Вернулась, поссорившись с парнем. Берем ее в кадр — а она дохлая курица, клуша. Я говорю: «Запакуйте ее в собачий ящик и отправьте обратно!» Яна — в полном шоке. Потом она мне заявляет: я не буду раздеваться.

Кадр из фильма «Племя»Кадр из фильма «Племя»© Semaine de la Critique du Festival de Cannes

— Она не знала, что будет играть?

— Если бы они знали все до конца — наверняка бы отказались. Тут и взрослые люди часто реагируют неадекватно. Условия моего договора не требовали показывать им сценарий — я и не показывал.

Сцену, где она топлес, мы в итоге сняли: я пошел к монитору, сказал, что либо она раздевается — либо съемок не будет. Она поревела и разделась. Ну как разделась — сняла лифчик, большое дело. Я вон снялся в секс-сцене, несколько дней подряд тыкал пенисом в артистку, с моей-то комплекцией… В фильме «Моя бабушка Фанни Каплан» режиссера Алены Демьяненко я играю младшего брата Ленина, который трахался с Фанни Каплан.

А Яна, на самом деле, — герой. Тут же главная проблема — ее парень. Наверняка он не очень на все это реагировал. Могу его понять. Они, мне на счастье, поссорились тогда. Сейчас, правда, воссоединились и живут счастливо.

— Он фильм видел?

— Нет, еще не видел.

— Увидит — могут снова разойтись.

— Ну, мне, честно говоря, наплевать.

— Вы прямо как Ларс фон Триер.

— Ну да, я не гуманист, если честно. К тому же она летит на премьеру в Париж, на премьеру в Токио, а дальше — пусть решают. Вернемся к секс-сцене: мы долго пытались легализовать обнаженку в кино в Яниных глазах. Показывали ей «9 песен» и остальной джентльменский набор фильмов про любовь. Чудо произошло из-за Каннского фестиваля.

Если я по цветокоррекции фильма угадываю страну производства, чем еще можно удивить зрителя?

Мой друг Денис Иванов, украинский дистрибьютор, как раз выпустил «Жизнь Адели» в украинский прокат. Яна посмотрела кино и влюбилась в Адель; стерла у себя на зеркале надпись помадой «я хочу выйти замуж за Рому» и написала «я получу золотую веточку Каннского фестиваля». Вступила «ВКонтакте» в сообщество «Синий — самый теплый цвет». Хочу, говорит, веточку. Я отвечаю: веточку надо без трусов.

Ирония в том, что веточек в нашем конкурсе (программа «Неделя критики». — Ред.) не дают. С веточкой не получилось, но приз дали. Мы думали, что мы ей манипулируем, а все оказалось правдой. Она едет в Париж и Токио. У нее брали автографы. Я не знаю, что будет, когда это закончится — а ведь это закончится.

— Может закончиться плохо, вспомните Сьюзан Бойл.

— Есть только один выход — по максимуму использовать то, что свалилось сейчас. У нас есть группа в Фейсбуке, больше четырех тысяч, глухие со всего мира. Они восприняли этот фильм как победу глухих. Чтобы глухие сыграли в фильме, награжденном в Каннах, — такого прежде не было. И это их победа. Поэтому я надеюсь, что Яна сможет использовать новые возможности.

— А сцена аборта зачем такая долгая?

— Я немножко слукавил: на самом деле сделать аборт значительно проще. Но этой сценой я по-настоящему горжусь. То есть можно дискутировать, нужно так снимать или не нужно. Но я горжусь инженерно-организационно-производственной стороной. После этого фильма я могу делать аборты. Если что — обращайтесь.

— В Каннах уже был знаменитый аборт — у Мунджиу.

— По сравнению с нашим абортом у Мунджиу сцена невинная, как журнал «Мурзилка». Там какая-то капельница стоит — и все.

Одна моя знакомая, которой за 60, рассказала мне, как делала аборт в ванной в СССР. Потом мы — я, Яна и артистка, играющая абортмахершу, — поехали в роддом. Нашли великолепную Марьяну, врача-гинеколога, кандидата медицинских наук. Которая одела наших девушек в белые халаты и сделала им экскурсию. А потом принесла резиновый манекен — без ног, рук и головы, зато с маткой внутри, орущий, если ты что-то делаешь неправильно. И наши на нем учились. Когда они достигли совершенства, мы взяли Марьяну на съемку. Она была возле меня и смотрела в монитор, контролируя. Теперь я горжусь этой сценой с точки зрения ремесла.

Кадр из фильма «Племя»Кадр из фильма «Племя»© Semaine de la Critique du Festival de Cannes

— А с точки зрения эмоционального воздействия на зрителя?

— Ну это же классно! Вы же понимаете, как сложно пробиться к зрителю. В замечательном журнале «Афиша» писали когда-то: «Все режиссеры ищут, чем бы е*нуть зрителя». Сто лет кино, эпизод не успевает начаться — ты уже знаешь, чем это кончится, у тебя ограниченное пространство для маневра. Если я по цветокоррекции фильма угадываю страну производства, чем еще можно удивить зрителя?

— Что, серьезно угадываете?

— Ну конечно. Например, солнце везде разное. Я не разбираюсь ни в чем, кроме кино, — у меня нет слуха, я практически не слушаю музыку, не хожу в театры. Зато в кино я всеяден. Правда, за последний год ничего не смотрел, потому что снимал. А так — да. Мне тридцать девять лет — и я очень долго не имел возможности снимать свои фильмы. Работал кем угодно: ассистентом режиссера, репортером криминальной хроники, поработал даже в пресс-службе МЧС, излазил весь Чернобыль. Смотреть фильмы для меня было как дрочить на порножурналы, когда нет женщины. И надежду я давно потерял. А потом все как-то завертелось...

В общем, к чему мы это все? Достучаться до зрителя очень тяжело — для этого сцена аборта.

— Зато от прокатчика таким образом можно отстучаться, нет?

— У нас все супер. У нас все очень круто в смысле проката. И до призов фильм был продан в четыре страны: Японию, Нидерланды, Францию и Данию. После призов их стало больше. И никто не просил эту сцену выбросить.

— А в Россию фильм продали?

— Решаем. Договорятся или не договорятся — не знаю.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245413
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412197
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417039
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422207
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423858