4 июля 2018Кино
86

Все образы мира

«ORG» Фернандо Бирри в «Гараже»

текст: Катерина Белоглазова
Detailed_pictureКадр из фильма «ORG»

4 июля в кинотеатре Garage Screen покажут экспериментальный opus magnum Фернандо Бирри «ORG» (этот сеанс — часть программы «Эксперименты», организованной MIEFF в сотрудничестве с музеем современного искусства «Гараж»; «Эксперименты» проходят в Garage Screen каждую среду с 13 июня по 5 сентября). Фильм снимался 11 лет и с момента своей премьеры в 1979 году на Венецианском кинофестивале был показан всего несколько раз. Два года назад «ORG» был отреставрирован музеем кино «Арсенал» и представлен на Берлинском кинофестивале, а сейчас его впервые смогут увидеть зрители в Москве.

«Дорога чрезмерности приводит к чертогу мудрости» — эта цитата из Уильяма Блейка служит эпиграфом к трехчасовому интенсивному потоку визуальных и звуковых ассоциаций. Состоящий из 26 000 монтажных склеек и 700 звуковых дорожек «ORG» замешивает гремучую смесь из парафраза раннего немого кино и поп-артовского комикса, магии, фокусов, Таро и революционных манифестов, памятников древнеиндийской культуры и футуристических фантазий эпохи первых космических полетов. Здесь Вильгельм Райх, известный своими социально-критическими идеями радикальной сексуальной эмансипации, встречает убитого в 1967 году в Боливии Эрнесто Че Гевару (впоследствии аргентинец Бирри снимет о команданте два фильма) и Жоржа Мельеса, чье «Путешествие на Луну» — один из лейтмотивов «ORG» — обрастает политическим, сексуальным и психологическим измерениями.

Однако при всей визуальной экстатичности этот безбрежный поток образов вовсе не сливается в пугающую какофонию, а остается понятным и открытым для зрителя. Его сюжетное русло — старая как мир история о двух мужчинах и одной женщине, позаимствованная Бирри из той же индийской легенды XII века, которую Томас Манн положил в основу повести «Обмененные головы». В интерпретации режиссера она выглядит следующим образом. Чернокожий Грррр и его белый друг по имени Зохоммм любят одну — прекрасную белокурую Шуик. Зохоммм замечает, что Шуик отдает предпочтение Грррр. Из ревности он отрубает себе голову, но, обнаружив смерть друга, то же делает и второй.

Благодаря магии «электронной Сибиллы» Шуик удается вернуть своих возлюбленных к жизни, но, случайно или нет, их головы и тела при этом перепутались. Продолжающийся спор за женщину оборачивается новым противоречием: что является носителем человеческой сексуальности — голова или тело (то есть культура или натура)? В этой непростой ситуации герои обращаются за советом к эксцентричному, внешне напоминающему обезумевшего Жака Лакана мудрецу по имени Вся Память Мира. Однако Вся Память Мира свидетельствует, что люди за все это время так ничему и не научились — вековой круг конкуренции приводит к продолжению всемирной истории насилия.

Кадр из фильма «ORG»Кадр из фильма «ORG»

Канву любовного треугольника, сталкивающего дружбу и соперничество, диктатуру эго и солидарность, Фернандо Бирри разворачивает в универсальное поле рефлексии не только недавней истории (точнее — кризиса революционных движений 1960-х), но и истории как таковой. Как ангел истории из «Тезисов о понятии истории» Вальтера Беньямина, Вся Память Мира всякий раз застает человечество на краю катастрофы, единственное спасение от которой — солидарность и коммунизм. Кроме того, Бирри озабочен кризисом самого языка кино — и предлагает выход в радикальной открытости фильма для интерпретации.

Ассоциативные ряды «ORG» местами намеренно наивны, местами плакатны, иногда эзотеричны. Бирри соединяет элементы традиционной и современной культуры. В фильме одинаково равноправны художественные реминисценции примитивизма, сюрреализма, поп-арта, аттракционов немого кинематографа, футуристического DIY.

Замысел режиссера — ответ старой идее о «гармонии в противоречии», но такой, который бы намеренно сохранил и даже усилил различия составляющих частей. При этом для Бирри важно сделать зрителя участником фильма. Даже название «ORG» — лишь начальные буквы слова, которое может быть свободно закончено каждым. Демонстрация фильма была задумана им как хеппенинг: на премьере в Венеции Бирри установил на улице (фильм, по его замыслу, не должен был демонстрироваться в закрытом зале) гигантский экран, чтобы во время показа разрезать его, и зрители буквально «входили в фильм». Рефлексия о кино (и рефлексия фильма о самом себе) входит в ткань самого фильма — обрывками интервью Росселлини, Годара, Мекаса, кубинского режиссера Хулио Гарсиа Эспиносы, теоретика и пропагандиста бразильского «нового кино» Глаубера Роши и других соратников Бирри по освобождению кинематографа.

Кадр из фильма «ORG»Кадр из фильма «ORG»

«Записанное изображение наполовину принадлежит тому, кто его создает, и наполовину тому, кто воспринимает», «Никто не имеет права говорить за других», «Совершенное кино = реакционное кино», «Новый кинематографист должен совершить самоубийство как кинематографист», «Каждый зритель — либо трус, либо предатель», «Подрывное творчество против отчужденного воображения» — Бирри дает экспрессионистский слепок идей революционного киноавангарда своего времени, намеренно внося помехи в звуковой ряд и резко обрывая кадры. Но ведь голоса и идеи борцов прошлого доносятся до нас сегодняшних именно так — стремительно проносящимся потоком возгласов. Будто в покадровой анимации, через стробирующий эффект микроостановок в скоростном потоке изображений «ORG» разворачивается как мимолетное, хоть и трехчасовое, напоминание о любви, трагедии и борьбе прошедших и будущих исторических моментов. А финал фильма с рваным «Интернационалом», который распевает пьяный голос Всей Памяти Мира, взывает к будущему человечества и указывает на необходимость коммунизма.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244569
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411442
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416403
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421576
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423264