7 марта 2018Кино
66

Милко Лазаров: «После обряда священник вручил мне два своих фильма»

Болгарский режиссер, снявший фильм в Якутии, — о работе в «Сахавуде»

текст: Ксения Реутова
Detailed_pictureКадр из фильма «Ага»

Основную программу Берлинского фестиваля в этом году закрыла «Ага» Милко Лазарова — притча о распавшейся семье, действие которой происходит на краю мира — на абстрактном Севере. В фильме всего четыре героя: отец-охотник, его жена, их сын и дочь — та самая Ага, покинувшая родительский дом ради городской жизни. Это кино удивительной красоты. Пятьдесят оттенков белого, музыка Малера и минимум диалогов: Лазаров не скрывает, что форма для него важнее содержания.

Картина стала одним из первых опытов взаимодействия новорожденного «Сахавуда» с европейскими кинематографистами. «Ага» целиком снималась в Якутии, а сыграли в ней актеры, известные по новым якутским фильмам: Феодосия Иванова («Костер на ветру»), Сергей Егоров («Феррум»), Галина Тихонова («Мой убийца»). Ксения Реутова поговорила с режиссером Милко Лазаровым и выяснила, какое впечатление осталось у него от соприкосновения с «якутским чудом».

— Я знаю, что вы собирались снимать фильм в Канаде или Гренландии, но потом побывали в Якутии и перенесли съемки туда. С чем это было связано?

— Причин несколько. Первая — чисто эстетическая. На мой взгляд, Якутия намного красивее Канады и Гренландии. Вторая причина — практическая, и она, если уж говорить честно, сыграла главную роль в принятии решения. Съемки в Якутии намного дешевле съемок в других странах. Мы все посчитали и поняли, что позволить себе работу, например, в Гренландии просто не сможем. Ни в одном из тех мест, которые мы рассматривали, не было необходимой инфраструктуры: нам все равно нужно было везти туда оборудование, выстраивать логистику… В итоге Якутия оказалась единственно возможным вариантом.

— Что вас больше всего поразило, когда вы впервые туда приехали?

— В первый раз я забронировал поездку на десять дней. А домой вернулся уже через три — в полном ужасе от увиденного. Только не поймите меня неправильно: это потрясающая земля, на которой живут удивительные люди. Но мне показалось, что снимать большое профессиональное кино там невозможно, что в Якутии для этого вообще ничего не приспособлено. Так что с первым впечатлением не задалось. Через полгода я приехал снова — и осознал, что все реально. Да, есть свои специфические, непривычные для европейца моменты, но к ним можно приспособиться.

Кадр из фильма «Ага»Кадр из фильма «Ага»

— Но ведь кино там снимают.

— Да. В Якутии все занимаются кино. Они сходят по нему с ума. Вы там были?

— Нет, к сожалению.

— Тогда вы, наверное, не совсем представляете себе ситуацию. Мне кажется, это может понять только человек, который там был. Когда я говорю, что в Якутии все снимают кино, я имею в виду — все. Буквально все. Каждый первый. В составе съемочной группы «Аги» трудилось много местных специалистов. Так вот, у моего второго ассистента было на тот момент восемь полнометражных игровых фильмов и четыре или пять документальных. А для меня «Ага» — всего лишь вторая картина.

— Вы эти фильмы смотрели?

— Да. Мы сотрудничали с продюсером Сарданой Саввиной, очень смелой женщиной. От нее я узнал о том, как функционирует «Сахавуд». Мне прислали примеры. Они, конечно, низкобюджетные, где-то наивные, но, если учесть, какими возможностями располагают их создатели, выглядят очень здорово. Я вообще рад, что смог поработать с якутскими кинематографистами. Они многому научились у нас, а мы — у них. Хотя фильмы приносили мне не только люди с площадки.

— Кто еще?

— Болгарская часть группы — православные христиане, и у нас дома есть определенный ритуал, который мы всегда соблюдаем перед началом съемок. Нужно, чтобы площадку посетил священник. Я объяснил это своим якутским коллегам. Они привели нужного человека. После обряда освящения он подошел ко мне и вручил два своих фильма.

— Как вы искали актеров? Вы, может, и не были знатоком якутского кино, но играют у вас его звезды. Феодосию Иванову, например, вы как нашли?

— Когда я был в Якутии во второй раз, меня пригласили на премьеру картины «Костер на ветру». Этот фильм снял сельский учитель, дебютант в кино. Съемки проходили в маленькой деревне на реке Айге. У Феодосии Ивановой, непрофессиональной актрисы, там совсем маленькая роль. Но я увидел ее на экране — и сразу понял, что это она.

Кадр из фильма «Ага»Кадр из фильма «Ага»

— А Михаил Апросимов? Он — театральный актер. Вы видели его на сцене?

— Нет. С ним связана необычная история. Первые наши пробы были не слишком успешными. Манера игры якутских артистов сильно отличается от того, к чему мы привыкли в Европе. Она часто как-то нарочито экспрессивна — а для моего фильма требовалось ровно противоположное. К тому же все приглашенные кандидаты старались произвести на меня впечатление и потому играли особенно эмоционально. Я снова решил (как тогда, с первой поездкой), что ничего тут у меня не выйдет, и даже начал переговоры с одним японским актером. Тогда ко мне пришла Сардана и попросила: «Объясни мне, чего конкретно ты хочешь». Я ей в ответ: «Хочу парня, похожего на Чарльза Бронсона». Она мне: «А кто это?» Я достал телефон и начал гуглить, чтобы показать фотографию. И в этот момент в соседнюю дверь вошел якутский Бронсон. Мы находились в правительственном здании, поэтому я, как сейчас помню, испугался и подумал: «Надеюсь, это не местный мэр. Как я буду вытаскивать его на съемки?» Но это был Михаил Апросимов. Он просто в тот день опоздал на кастинг и пришел чуть позже других.

— Несмотря на то что картина снималась в Якутии, Россия в списке стран-производителей не значится. Вы пытались привлечь к финансированию российскую сторону?

— Нет. У нас нашлись отличные продюсеры из Германии и Франции, и в какой-то момент мы поняли, что денег хватает. Но мне бы, конечно, хотелось, чтобы фильм вышел в российский прокат.

— Вы выросли в Болгарии. Откуда вы знаете все эти детали, относящиеся к быту народов Севера?

— А я их и не знаю. То, что вы видите на экране, не имеет никакого отношения к реальности. Я все выдумал. «Ага» — не документальная картина. Для меня это универсальная история. Кино о последней семье на Земле. Я, в принципе, не очень интересуюсь историческими фактами. Меня по-настоящему волнует только художественная составляющая: красота кадра, его эстетика.

— И якутская часть группы ваши идеи спокойно приняла?

— Да! Безоговорочно. Я уже говорил об этом: нам удалось найти общий язык, потому что они прекрасно понимают, что такое кино. Никому из них не пришлось объяснять меру его условности.

Кадр из фильма «Ага»Кадр из фильма «Ага»

— При этом главного героя у вас зовут Нанук — как в знаменитом фильме Роберта Флаэрти «Нанук с Севера».

— Для меня было важно отдать дань этой картине. Она сильно на меня повлияла. По той же причине помимо музыки болгарского композитора Пенки Куневой в «Аге» звучит Пятая симфония Малера. Она напоминает о «Смерти в Венеции» Висконти — это один из моих любимых фильмов.

— Что послужило источником вдохновения для легенды об охотнике, которую рассказывает Нанук, и для сна, который пересказывает его жена Седна?

— Легенда реальная. Я посадил Михаила Апросимова перед камерой и попросил ее рассказать. Я это не в первый раз проделал. Похожий эпизод есть и в моем первом фильме «Отчуждение». А сон Седны — это, на самом деле, индейская легенда, которую мне принесла консультант по сценарию. Только мы поменяли некоторые детали. Например, заменили фигурировавшую в оригинале змею на белого медведя.

— Чем вы занимались до того, как начали снимать кино?

— Телевидением. Делал фильмы для британской BBC и итальянской RAI. Работал над одним из самых известных проектов болгарского национального ТВ. У меня большой опыт. Свой дебют я снял только в 45 лет. С финансированием помогли телеканалы. Для Болгарии это обычное дело. У нас очень бедная страна, денег на всех не хватает. Кинорынок крохотный.

— Откуда тогда берется отличное болгарское кино, которое показывают на фестивалях? Я до сих пор под впечатлением от фильма «Слава»…

— Я в нем играл.

— Я поэтому его и упомянула.

— Один из режиссеров — мой старый друг, остальных членов съемочной группы я тоже хорошо знаю. Они попросили — я согласился. Я сделал это за бутылку виски, без всякого гонорара. Мы часто так друг другу помогаем, иначе никак не справиться. «Слава», конечно, восхитительная картина. А снята за копейки. Не буду называть точную сумму, боюсь ошибиться, но, поверьте, она очень маленькая. Большинство людей на площадке работало без денег. Вот так и рождается отличное болгарское кино.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244670
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411539
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416484
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421665
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423338