14 ноября 2017Кино
90

«Это о символическом возвращении 90-х»

Харьковский видеоактивист Мыкола Ридный о своем экспериментальном сериале «Вооружены и опасны»

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_pictureМыкола Ридный© Андрей Рачинский

17 ноября на Киевской биеннале состоится премьерный показ первых частей «Озброєні та небезбечні» — интернет-сериала, придуманного и частично снятого украинским видеохудожником и левым активистом Мыколой Ридным (о его работах мы уже писали здесь). Главная тема сериала, естественно, — вооруженное насилие в сегодняшних Украине и России. В свою радикально неконвенциональную работу Ридный наряду с постановочными сценами включает YouTube-видео, документальную съемку, отрывки из старых военных фильмов. Наталья Серебрякова поговорила с режиссером о насилии на улицах, камбэке Тани Булановой и социально-политических аспектах монтажа.

— Откуда взялась идея интернет-сериала об оружии? Жанр сериала можно назвать мокьюментари?

— «Озброєні та небезбечні» — это сериал о милитаризации, опасности и смерти. Эти темы связаны с войной в Донбассе, ухудшением социально-экономической ситуации как в Украине, так и в России. Для мокьюментари характерно размывание границ: постановочность и документальность перемешаны. Такой эффект можно ощутить в сериале, первые серии которого сняты на смартфон и смонтированы с найденными видео из VK и YouTube. После просмотра массива онлайн-видео у меня появилось желание использовать интернет-пространство как площадку для художественного высказывания. Но в том же YouTube нет культурного контекста, там можно найти все что угодно — непонятно, где искусство, а где мусор. Поэтому серии будут появляться на ресурсе Prostory — это онлайн-издание, посвященное современным визуальным практикам, литературе, переводу и политике. Кроме того, это сериал-платформа, к которой должны присоединиться приглашенные авторы: украинские художники и режиссеры. После первых серий, которые делаю я, эстафета перейдет к ним.

— По моим ощущениям, это настолько сумасшедший сериал, что трудно найти какие-то аналоги. Чем ты все же вдохновлялся?

— Если говорить о влиянии, то это большой спектр интересных мне авторов: от Криса Маркера до Райана Трекартина, от Питера Уоткинса до Хито Штейерль. Недавно я посмотрел фильм Желимира Жилника «Мраморная задница». Там мир войны на Балканах сталкивается с миром белградской квир-тусовки. Мне кажется, что подобное невозможно сегодня ни в украинском, ни тем более в российском кино. Все боятся критиковать национализм, только если это не национализм под флагом внешнего врага.

Отдельно нужно сказать про жанровое кино. Я давно люблю и изучаю фильмы ужасов. В предыдущем фильме «НЕТ! НЕТ! НЕТ!» можно заметить рефлексию по отношению к этому жанру. В сериале она доведена до абсурда. Чем интересен хоррор в связи с темой войны? Как и война, он полон насилия. Как и война, он вызывает страх. В такие исторические моменты, как сейчас, насилие на экране перестает быть страшным и становится смешным, а реальность часто напоминает фильм ужасов.

Кадр из сериала «Вооружены и опасны»Кадр из сериала «Вооружены и опасны»

— В сериале есть момент, когда девушка на вечеринке достает пистолет. Это была настоящая документальная съемка?

— Участники сериала — в основном художники или люди из околохудожественного круга. Например, девушка с пистолетом на вечеринке — это архитекторка Дана Космина, она кричит: «На пол, шавки!» Те, кто знаком с политическими субкультурами, знают, что так ультраправые называют левых и антифашистов. Эта сцена — сатира на случай нападения ультраправых на выставку Давида Чичкана в киевском Центре визуальной культуры в феврале этого года. Тогда группа правых радикалов разгромила выставку и избила охранника.

— А фрагменты, в которых дети стреляют из пистолета и автомата, — это какие-то вирусные видео?

— В поиске онлайн-видео мне помогал харьковский художник Даниил Ревковский. В титрах он указан как видеоразведчик. Сначала он нашел видео, где сепаратисты ДНР—ЛНР учат маленького ребенка, сына одного из них, стрелять из пистолета с глушителем. Но военизированно-патриотическое воспитание характерно не только для адептов «русского мира». Можно вспомнить нашумевший репортаж Vice про украинский милитаристский детский лагерь «Азовец». Другое видео — с ребенком, стреляющим из пулемета, — предположительно с украинской стороны.

— В сериале есть откровенно абсурдистский фрагмент: на картинку из старых военных фильмов наложен совершенно посторонний диалог о моде — люди в форме УПА рассуждают об особенностях стиля 40-х или 60-х. Можешь пояснить смысл этих сцен — ведь это было сделано не просто для смеха?

— В 90-е годы большое количество иностранных фильмов было доступно только с одноголосым переводом, который зачастую искажал оригинальный текст. Другая особенность фильмов того периода, существующая до сих пор, — это «экранки», т.е. переснятые с экрана копии. Возникла идея воссоздать одно и другое в домашних условиях с фильмами на историческую тематику. Даня Ревковский сделал новую озвучку, которая совершенно оторвана от оригинала. Например, офицеры НКВД обсуждают планы по борьбе с наркодилерами-закладчиками, а участники УПА обсуждают модную одежду. К чему этот сарказм? Дело в том, что все фильмы, с которыми мы работали, — это, по сути, пропагандистские фильмы. В их основе уже заложено искажение исторической реальности в угоду сегодняшним политическим целям. В этом контексте Вторая мировая война — самая популярная тема, и мы изучали, как ее (войну. — Ред.) трактуют в фильмах украинских, российских и польских режиссеров мейнстримного направления.

Кадр из сериала «Вооружены и опасны»Кадр из сериала «Вооружены и опасны»

— В кадре звучит Таня Буланова. Это аллюзия на фильм «Теснота» Кантемира Балагова?

— В сериале много материала, снятого во время ночных прогулок по городу. Один раз я снял знакомых девушек, которые пели песню Булановой под трек из телефона. «Тесноту» я посмотрел уже позже, но неудивительно, что в фильме о 90-х звучит эта музыка. В качестве комплимента должен сказать, что саундтрек там просто сногсшибательный. Но мне интересно другое: то, что современные молодые люди знают Буланову или группу «Аква Вита», говорит не только о том, что это песни из чьего-то детства. Это в целом о символическом возвращении 90-х. Речь не только о музыке — но и, в первую очередь, о политическом кризисе и его производных. С одной стороны, насилие и оружие, с другой, рейвы и вечеринки — это было характерно для 90-х, и это снова, уже в другой форме, возвращается в нашу реальность.

— Ты уже обращался к теме оружия в одной из своих ранних документальных короткометражек «Убежище»...

— «Убежище» было зарисовкой о школьном учителе допризывной подготовки, его учениках и собственно бомбоубежище, в котором проводились занятия. Это было в Харькове в 2012 году. Когда я снимал, как старшеклассники разбирают и собирают автомат Калашникова, то подумал о том, что если бы началась война, то у меня против них не было бы никаких шансов. Хотя ребята были скорее фанатами игр-шутеров, чем фанатами реальной войны. К сожалению, через несколько лет действительно началась война, много молодых людей было призвано в армию, а многие пошли воевать добровольцами. В этом контексте оружие — это частность, деталь, а главная тема — насилие и отношение к нему. Это объединяет сериал с предыдущим фильмом «НЕТ! НЕТ! НЕТ!» про молодых людей, переживающих военное время в мирном городе.

— У сериала очень неожиданный, можно сказать, спонтанный монтаж. Отголоски такого монтажа есть и в других твоих фильмах. Ты мог бы пояснить свой принцип конструирования фильма?

— Все, что кажется в этом монтаже спонтанным, на самом деле тщательно продумано. В его основе лежит принцип коллажа, который наиболее точно отображает то, как мы потребляем визуальную информацию сегодня, выдергивая куски из новостей, Фейсбука, уличной рекламы. Мы живем в очень визуально насыщенное, но фрагментированное время, и это должно находить свое отражение в кино. В сериале нет сюжета, но есть определенный нарратив, который создается из контрастных стыковок эпизодов, расслоений изображения и звука. Мне важно не только говорить на конфликтные темы, но и помещать конфликт в сам визуальный язык, в форму. Получается пазл, который зрителю нужно складывать самому. Но это точно не будет скучным занятием — там много нарочитого эмоционального перенасыщения.

Кадр из сериала «Вооружены и опасны»Кадр из сериала «Вооружены и опасны»

— Какова фестивальная судьба твоих предыдущих фильмов «НЕТ! НЕТ! НЕТ!» и «Серые кони»?

— У меня нет задачи снимать то, что называют «фестивальным кино», потому что это тоже определенный формат. Гораздо интереснее работать вне рамок и показывать фильмы на разных территориях, для разных аудиторий. «Серые кони» были показаны на фестивале Docudays UA в Киеве, в эфире Hromadske.ua (в России фильм демонстрировался на фестивале активистского дока «Делай фильм». — Ред.) и на нескольких выставках современного искусства — Postponed Futures в Лондоне и It Won't Be Long Now, Comrades! в Амстердаме. Последняя посвящена 100-летию Октябрьской революции и отсылает в названии к фильму Эрнста Любича «Ниночка». Фильм «НЕТ! НЕТ! НЕТ!» совсем новый, он был показан только на Одесском кинофестивале.

— Формат интернет-сериала ведь еще и дает возможность широкого использования нецензурной лексики, которой там очень много? Ведь театральный прокат — даже фестивальный — довольно чувствителен к мату...

— Совершенно верно — нецензурной лексики в сериале много. Честно говоря, я не понимаю, как можно ее не использовать, когда делаешь кино о современности и молодых людях. Но боюсь, что этот сериал выходит за рамки и в политическом плане. Даже декларируя прогрессивные взгляды, фестивали следуют определенной конъюнктуре. Я не говорю о России — это страна, где почти нет свободы слова. Но даже в Украине такой сериал может быть воспринят как недостаточно патриотический, а потому спорный, неудобный, вызывающий вопросы. Хотя поднимать неудобные вопросы, такие, как рост правых и консервативных настроений, прославление насилия и культ силы, — это и есть его цель.

— Как ты решал проблему с авторскими правами на ролики из YouTube?

— Я не использовал ролики информационных агентств или журналистов, но брал видео анонимных юзеров, не претендующих на копирайт. В сериале сказано: права на найденные материалы принадлежат их авторам.

Мыкола РидныйМыкола Ридный

— У тебя сейчас есть текущие арт-, а не кинопроекты?

— Фильмы для меня — это тоже художественные проекты, но я работаю не только над ними. В последнее время мне интересно экспериментировать с фотографией и коллажем. В фильмах для меня важна оптика, то есть новый способ взгляда на вещи, который достигается с помощью определенного способа съемки и монтажа. И получается, что фотография — это как застывшее видео, а коллаж — это тот же монтаж. В каких-то случаях я работаю со своими снимками, в других — с найденными изображениями. Одна из новых серий демонстрирует жесты правых популистов, занимающих посты в правительствах разных стран, делая сами личности анонимными. Другая — об уличном насилии правых группировок, направленном на мигрантов, ЛГБТ-активистов или простых прохожих. В следующем году мне предстоит сделать большую выставку в галерее «Лабиринт» в Люблине, это будет что-то типа тематической ретроспективы.

— Расскажи о своем бэкграунде. Ты же нигде не учился кино, но у тебя есть художественное образование?

— Я не учился ни кинорежиссуре, ни современному искусству. У меня образование скульптора, которое я получил в довольно консервативной художественной академии в Харькове. Зачастую постсоветское образование только мешает, а не помогает. Если человек хочет чему-то научиться, то важны самообразование, круг общения и страсть к тому, что ты делаешь. Я пытался критически осмыслять социально-политические аспекты реальности в разных жанрах, будь то инсталляция, фотография или видео. Для видео я использовал наработки документального кино, но потом стало очевидно, что традиционный документальный язык не справляется с критическими задачами. Он был апроприирован репортажами и журналистикой, которая часто манипулирует реальностью. Я пробовал и продолжаю работать с разными медиа; кино привлекает меня тем, что это синтетический жанр. Мне кажется, что видеоискусство и кино могут существенно обогатить друг друга и прийти к новой форме, в то время как литература и театр, скорее, тянут кино назад, в старую традицию. Я внимателен к реальности, но не могу не использовать свою любовь к фикции в кино, что привело к скрещиванию документа и вымысла в последних работах. В принципе, речь идет о поиске той формы критического реализма, которая должна соответствовать вызовам современности, где правду не отличить от лжи, а реальность — от фикшена.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244691
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411590
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416510
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421732
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423398