4 октября 2017Кино
114

Господин, оформитель

Единственный показ байопика Тома оф Финланда

текст: Мария Кувшинова
Detailed_picture© Helsinki Filmi Oy

В программу Фестиваля кино Северных стран в Петербурге прокрался «Том из Финляндии» — байопик художника, внесшего неоценимый вклад в гей-культуру. На большом экране фильм можно будет увидеть 7 октября в «Великане», даты российского проката не существует, но посмотреть картину уже можно другими известными способами.

Тоуко Лааксонен, рекламный художник и ветеран Зимней войны, не первым заметил, но раньше и ярче других зафиксировал гомоэротическую природу милитаризма и демонстративной, форсированной маскулинности. На его черно-белых рисунках накачанные ребята в кожаных куртках или униформе стоят в расслабленных позах, запускают себе или друг другу руки в штаны и извлекают огромные члены. В этом мире царят спокойствие и дух товарищества: у мотоциклиста-нарушителя и у полицейского, выписывающего штраф, одинаково приветливо набухают брюки, а чернокожий обнимает белого так, как будто законов о сегрегации никогда не существовало. Войдя в массовое сознание благодаря эпизоду в баре «Голубая устрица» из «Полицейской академии», созданная Лааксоненом эстетика перенастроила наше восприятие — перекачанный мужчина, затянутый в кожу или мундир, считывается (по крайней мере, в первом мире) как однозначно гомосексуальный типаж.

© Helsinki Filmi Oy

Выставки Лааксонена проходили с середины 1970-х годов (гомосексуализм в Финляндии перестал быть преступлением в 1971-м), и за прошедшие сорок лет он превратился в такую же статью финского культурного экспорта, как Муми-тролли, Каурисмяки или Angry Birds. В 2014 году Финляндия выпустила марки с рисунками Лааксонена (его канадский друг, сейчас возглавляющий фонд, который распоряжается всем творческим наследием художника, замечает в интервью The Guardian, что знакомые финны особенно охотно используют их, отправляя открытки и письма в Россию). Байопик художника, зимой получивший приз критиков на фестивале в Гётеборге, стал хитом национального проката (два месяца в первой десятке) и сейчас выдвигается от Финляндии на «Оскар». И режиссер, и исполнитель главной роли гетеросексуальны, 65% зрителей, посмотревших фильм в финских кинотеатрах, — женщины; там, где ЛГБТ-сообществу позволяется выйти из гетто, гей-кино размывается, исчезает и вливается в мейнстрим.

© Helsinki Filmi Oy

Фильм Доме Карукоски — идеальный современный байопик без швов и архаичных глупостей вроде линейного повествования, в котором, однако, успешно решена сложнейшая задача: перенос на экран двухмерного черно-белого мира. Персонажи Лааксонена (псевдоним «Том из Финляндии» придумал американский издатель) оживают и подмигивают своему создателю из всех углов, призывая застенчивого художника наконец воплотить их на бумаге. Сам он, сыгранный Пеккой Странгом, максимально непохож на свои рисунки: высокий, худой, очень вежливый, нелепо выглядящий в кожаной куртке; не то чтобы совсем моногамный, но преданный на протяжении почти тридцати лет постоянному партнеру-танцовщику, умершему от рака в начале 1980-х годов.

© Helsinki Filmi Oy

Не раз было замечено, что образ будущего формирует и образ прошлого: движение в сторону дальнейшего смягчения нравов позволяет открывать и заново оценивать то, что прежде казалось неправильным, порочным или просто несуществующим. В XX веке было немало фильмов о психическом и физическом насилии в армии (задыхающийся от собственного мачизма Франко Неро истязает молодого Микеле Плачидо в «Триумфальном марше» Марко Беллоккьо). Но создатели «Тома», связывая эстетику рисунков с военным опытом художника, подчеркивают совершенно другой, некогда непредставимый аспект отношений старшего и младшего по званию. Реализовать гомосексуальные желания — из бескорыстного сострадания — герою помогает армейский капитан, указывая подчиненному лесок, где собираются такие же, как они. Убив в целях самозащиты советского парашютиста, художник становится одержим его лицом — до тех пор, пока оно не становится лицом первого из его мускулистых персонажей. Полицейские бьют дубинками гея во время ночного рейда в парке, а Лааксонен представляет, как насильники и жертвы сливаются в объятии.

Постепенно освобождая художника в себе, герой фильма освобождает и других, превращая атрибуты власти в антураж эротического карнавала, а акт насилия — в акт добровольного взаимного обладания.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244699
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411595
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416513
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421737
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423402