6 июля 2017Кино
97

Риналь Мухаметов: «Мне больше интересно небесное существование — Амур, Аполлон...»

Лучший молодой актер года — о том, почему важнейшим из искусств для нас должен быть цирк

текст: Василий Корецкий
Detailed_pictureКадр из фильма «Временные трудности»© Enjoy Movies

Риналь Мухаметов — настоящее открытие этого года. Пожалуй, единственный в российском кино «физический актер», отдающий предпочтение акробатике и пантомиме, а не сценической речи (Мухаметов пришел на сцену и в кино, преодолев заикание), прирожденный клоун, он единолично расширяет спектр допустимых в российском кино форм актерского существования. В скором времени, например, на экраны выйдут фильмы, где Мухаметов играет героев, немых или страдающих ДЦП. О своем пути с казанских улиц к театру Джеймса Тьерре и Роберта Уилсона Мухаметов рассказал Василию Корецкому.

— Вы правда по первому образованию циркач?

— Я действительно учился на эстрадно-цирковом отделении Казанского театрального училища, поступил в шестнадцать. Но после него ты вряд ли сможешь стать артистом цирка, хотя будешь иметь хорошую форму для выступления на эстраде, пластику тела. Сможешь выступать с пантомимой, с репризами. Поступал я немного неосознанно, с улицы — я был достаточно уличным мальчиком, несмотря на, может быть, слащавую внешность. То есть я был в улице, я занимался музыкой, играл в группе на ударных. О театре я в тот момент вообще ничего не знал. Как-то мой мастер познакомила меня с творчеством Леонида Енгибарова — и началось... Я влюбился во все это по уши, стал как-то себя развивать: начал делать стойки на руках, ударился в акробатику и так далее. Тут я и понял, почему поступал именно на эстрадно-цирковое отделение — потому что там были какие-то драматические вещи. Но, как ни странно, в момент поступления я категорически не любил театр. И кино не любил, и до сих пор я больше принимаю именно цирк. Мне очень близко то, что делает Джеймс Тьерре. Его театр — это какая-то невероятная мысль тела. А традиционный театр — это все же больше мысль слова.

— Вам, наверное, должен нравиться театр буто…

— Ну, буто — это что-то более... народное, несмотря на всю свою андеграундность.

— В каком смысле «народное»?

— Это танец тела, взятый из народа, он больше идет из земли. Буто годится для строго определенного типа актера. Не всем он идет. Есть типажи, которые будут выполнять эти движения — а мы увидим, поймем, что врет. А Тьерре — это пластика сегодняшнего тела, более усовершенствованного. В буто вы не увидите сальто — только изгибы и узлы. А Джеймс Тьерре умудряется исполнять и сальто, и изгибы, и узлы. Для меня это что-то продвинутое до инопланетности, совершенно неземное.

В общем, проучился я два года на эстрадно-цирковом, и тут ребята с драматического отделения (они сейчас успешно работают в Питере) сказали мне: «Ринь, тебе надо поступать к Серебренникову». Ну, я, конечно, удивился — какой театр?! У меня же свои сложности (Мухаметов заикается. — Ред.), я не хочу разговаривать на сцене. Только эстрада, цирк. А мне говорят: «Ну ты же больше чем просто цирк. Сходи к нему, попробуй. Он тебе поможет развиться в том направлении, куда ты сам смотришь». Я попробовал — и не пожалел. Поступил и уехал в Москву. И вот в Школе-студии МХАТ началось мое знакомство с театральным миром, я понял, что театр — это не только когда люди на сцене ходят и разговаривают! Что Джеймс Тьерре — это тоже театр. А когда ходят и разговаривают... мне от этого до сих пор больно. Даже если это все в современной постановке.

Кадр из фильма «Холодное танго»Кадр из фильма «Холодное танго»© Кинокомпания «Слон»

— Удивительно, конечно, что с таким отношением к традиционной драматургии вы снялись в «Холодном танго».

— А кино Чухрая для меня — вызов. Моя самая первая работа в кино была у Прошкина, я там тоже играл еврея, кстати. И после этого я дал себе зарок никогда больше не сниматься в военном кино. Потому что я этого времени не чувствую. И, конечно, когда спустя пять лет меня снова пригласили принять участие в похожей работе, я был напуган. Но странная закономерность: мне все время предлагают такие роли. Прошкин, Чухрай, «Оптимисты» Попогребского, потом будет еще новый проект, где я, кстати, снова играю еврея... Я уже даже спрашивал у своих бабушек: у нас могут быть еврейские корни (смеется)? Они отвечали: ну, наверное, почему бы и нет.

Короче, как это ни странно, разговор, речь стали одной из важнейших частей моей жизни — не только театральной, но и просто жизни. Несмотря на все сложности, на то, что я всеми силами старался этого избежать, я все-таки влился в актерство, где очень много разговаривают. Каждый день я сталкиваюсь с тем, что мне приходится говорить, говорить и говорить.

— Сложно?

— Ну, я до сих пор предпочту убрать текст и сыграть все молча. Я часто боюсь крупных планов, мне сложно просто разговаривать, мне нужно действовать полноценно, должны двигаться руки. И я рад, что со временем это принимают не только режиссеры, но и зритель.

— Вы же скорее комический актер, чем драматический? Но в вашей фильмографии нет комедий — за исключением сериала Попогребского, но ведь и он довольно сдержанный.

— Да, раньше я думал — исключительно комедия. Но у нас настолько низко понимают комедийный жанр, он настолько опошлился, что просто не с кем делиться идеями. Я люблю Гайдая и советскую комедию вообще, а сегодня мне было бы сложно пробиваться через эти нижепоясные шуточки, которых я просто не понимаю. Мне больше интересно небесное, что ли, существование, сейчас я ударился в пластику таких персонажей, как Аид, Амур, Аполлон.

— Тогда вам надо срочно сняться у Львовой и Тарамаева. Они как раз работают с такой несколько декадентской эстетикой, переносят стандарты жестокого романса начала XX века в сегодняшние обстоятельства, работают с табуированными темами. Видели их фильмы? Про «Зимний путь» с Ткачуком довольно много говорили.

— Увы, не видел. Да, мне интересно было бы работать в смелых картинах — но без формализма. Мне нравится, когда режиссер меня не останавливает, но чистит исполнение. А когда меня сдерживают, это не жизнь, а какая-то тюрьма. Это уже какая-то постановщина, с которой я постоянно борюсь, — и сразу это становится видно, сразу это лезет, сразу я не могу разговаривать. Я люблю, когда все делается либо легко, либо неказисто — как в фильме «Одержимость». И именно поэтому мне не нравится «Ла-Ла Ленд» — круто, конечно, что Райан Гослинг выучил все эти танцевальные движения, но слишком заметно, что он их выучил. Понимаете, о чем я?

Кадр из сериала «Оптимисты»Кадр из сериала «Оптимисты»© Россия 1

— То есть ваше заикание на экране — это верный сигнал того, что на вас давит режиссер? Аркадий Голуб в «Оптимистах» же немного заикается, нет?

— Не всегда. Иногда я просто подключаюсь к персонажу, и меня накрывает. В «Оптимистах» заикание было сделано специально. Сейчас все используют эту мою якобы особенность... я борюсь с этим, но иногда прорывается. А так я стараюсь, чтобы все было чисто и идеально. Мне нравятся какие-то совсем хай-тековские вещи, когда все чистенько и аккуратненько. Роберт Уилсон, например. Ничего лишнего! Кто-то называет это бесчувственной формой, но я считаю, что это высший пилотаж мысли. У тебя абсолютно чистый ход, ты не мусоришь вообще, даже когда ты делаешь паузу, ты просто делаешь паузу, а не любуешься собой. Мне нравится актер, который не любуется собой, — я всегда вижу, когда смакуют роль, и я всегда ухожу в таком случае. Я люблю актера, который уважает зрителя, который выходит и работает.

Но, кстати, Попогребский и правда меня кое в чем сдерживал. И удивительно: это работало только на плюс, потому что я люблю юморить, особенно в серьезных вроде бы сценах. То есть у меня в «Оптимистах» временами проскальзывали какие-то эксцентрические вещи, когда ты отвечаешь как-то так (завязывается в узел и вытягивает шею в сторону воображаемого собеседника). Очень надеюсь, что с какого-то момента такая стилистика существования в кино будет все более допустимой. Сейчас-то я себя все равно перед камерой сдерживаю. Максимальная отдача получается разве что в работах с Максимом Диденко, с которым мы ставили Хармса и Пастернака в нашем театре. Он мне позволяет открываться полностью. Хотя вот сейчас я закончил съемки в довольно любопытном кинопроекте Enjoy Movies (московская кинокомпания, вотчина Сарика Андреасяна. — Ред.) — «Временных трудностях» Михаила Расходникова (режиссер из Бурятии, недавно дебютировавший занимательной приблатненной комедией «Эластико». — Ред.).

Enjoy Movies?!

— Не пугайтесь. Я согласился, когда прочитал сценарий: это удивительная история — комическая мелодрама про бизнесмена, который поборол ДЦП. Это же абсолютно моя роль — в детстве со мной практически это и было: чтобы произнести слово, я двигался всем телом, буквально прыгал на стуле. Но многое важное в моей жизни произошло именно благодаря этому заиканию — я не хотел ограничивать себя, не мог позволить себе перестать любить людей из-за этой проблемы; я бросил себе вызов и ударился в музыку, в цирк, в театр.

— То есть вас никогда не пугала вероятность неудачи?

— Меня пугает, когда работа получается. То есть мне это нравится, когда вышло здорово... ну а дальше? Что же сделать дальше, чтобы было еще интереснее? Каждый раз мне нужно удивить, в первую очередь, себя, и немного страшно — а вдруг в какой-то момент придется остановиться? Вдруг кончатся силы или желание поиска?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244724
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411612
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416529
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421754
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423414