17 марта 2017Кино
130

«Я — антипорнограф и антигей»

Брюс Ла Брюс о парадоксах радфема, исчезнувшем мозге Ульрики Майнхоф — ну и, конечно, о своей порноутопии

текст: Людмила Погодина
Detailed_pictureКадр из фильма «Мужененавистницы»© Jürgen Brüning Filmproduktion

Брюс Ла Брюс — радикальный режиссер-авангардист, сочетающий в своих работах элементы порно (как правило, однополого или перверсивного), политической сатиры и стилизованного трэша (все это, кстати, не помешало его фильму «Геронтофилия» попасть когда-то в программу ММКФ). Людмила Погодина встретилась с Ла Брюсом на Берлинале, где прошли премьеры двух его новых фильмов: «Мозга Ульрики» (программа Forum Expanded), sci-fi фантазии про исчезновение мозга Ульрики Майнхоф и воскрешение Михаэля Кюнена, и «Мужененавистниц» (программа Panorama), трэш-экшена о секретном обществе лесбиянок-сепаратисток, планирующих свержение патриархата.

— «Мозг Ульрики» — это сиквел «Малинового рейха»?

— Все это «мета», потому что «Мозг Ульрики» — это фильм внутри фильма «Мужененавистницы», который отдаленно напоминает сиквел «Малинового рейха». История с мозгом Ульрики Майнхоф частично основана на реальных событиях. После вскрытия тел членов RAF, погибших в тюрьме Штамхайм, — Майнхоф, Распе, Энслин и Баадера — их мозги изъяли для исследования, целью которого было выяснить, существует ли какая-то врожденная, биологическая причина, по которой эти люди стали террористами. Здесь, конечно, просматривается параллель с экспериментами нацистской Германии. А после исследований в Гейдельбергском университете мозги исчезли, и никто не знает, где их искать. Все это для меня уже звучало как сюжет безумного фильма категории B: в 60-х было такое кино «Они спасли мозг Гитлера», в котором герои сохранили голову Гитлера и носились с ней повсюду, а она, в свою очередь, провозглашала новый Рейх. В моем фильме доктор Пфайфер находит мозг Ульрики и общается с ним телепатически.

Была еще интересная история с прахом Михаэля Кюнена, лидера неонацистов 80-х, — открытого гея, который умер от СПИДа в 1991-м. Когда его останки пытались захоронить, никто не соглашался их погребать на своей территории, и урна с его пеплом какое-то время ходила по рукам.

Брюс Ла БрюсБрюс Ла Брюс© Saad Al-Hakkak

— А вы-то сами как относитесь к идеям Ульрики Майнхоф?

— Начнем с того, что в 80-е я был панком. А панк всегда против общества и реакционной культуры угнетения. Я — антикапиталист, моим преподавателем в университете был известный марксист и феминист, гей-критик Робин Вуд. Есть такая книга «Дети Гитлера» — первая книга о Фракции Красной Армии, которую я и мои друзья передавали друг другу из рук в руки. Мы тогда жили в сквоте: что-то вроде анархо-синдикалистской ячейки при децентрализованном правительстве. Но я никогда не был преданным активистом, я был, скорее, как Ульрика, академиком. Правда, разочаровался в научных кругах, когда столкнулся с целым рядом марксистов, которые не практиковали то, что сами проповедовали. Они жили жизнью буржуа и вещали о радикальной политике. Я защитил свою степень магистра в области кино, социологии и политологии, но потом бросил идею стать кинокритиком и стал кинематографистом. При этом я был одержим серийными убийцами и террористами.

— В каком смысле?

— Серийными убийцами-геями. Меня интересовали причины, которые побуждали их так себя вести. Что лежит в основе этих поступков — происхождение, отношение общества к гомосексуалам в историческом контексте? Является ли это ответной реакцией? То же самое касалось террористов. Они ведут себя таким образом по отношению к явно коррумпированному обществу. Они хотят его уничтожить, чтобы возвести что-то новое. Об этом же многие мечтают в сегодняшней Америке. Хватает людей, которые хотели, чтобы Трамп победил, чтобы произошло то, что произошло в итоге, — хотели развалить старую систему ради того, чтобы ей на смену пришло что-то другое. Но я никогда не ходил на марши, меня больше интересовала возможность выражения мысли — к сожалению, я так никогда и не избавился от академической составляющей. Я не называю себя революционером, я даже не называю себя активистом, если честно. Я — исключительно артист.

— Но когда вы приносите кино в кинотеатр, вы чувствуете, что закладываете бомбу?

— Да! Я бросаю людям вызов. Когда Гудрун говорит в «Малиновом рейхе»: «Меня не волнуют все эти войны, которые постоянно вспыхивают по всему миру, в Чечне и Афганистане; все, что меня волнует, — это мой оргазм» — это философия Вильгельма Райха. Я все чаще слышу об этом последнее время применительно не столько к сексу, сколько к любви. Люди говорят: начни с себя, наведи порядок в собственном доме, наладь связь с собственным телом, с собственной сексуальностью, и тогда это может изменить что-то на других уровнях. Райх верил в освобождение энергии, способной исцелять. Я в какой-то степени верю в личную ответственность, в осведомленность и осознанность. 60-е были полностью посвящены расширению сознания, а сейчас люди даже термины такие не используют.

Кадр из фильма «Мозг Ульрики»Кадр из фильма «Мозг Ульрики»© Bruce LaBruce

— Вас обычно представляют радикальным порнографом, но ваши фильмы же, строго говоря, не порно.

— Да, все зависит от смысла, который вкладываешь в слово «порно». Самое популярное употребление — это синоним всего, что приносит тебе огромное удовольствие. Так появились термины «фуд-порн» или «фэшн-порн». Кроме того, его можно использовать в уничижительном смысле, как, например, в случае с образом Дональда Трампа — он вполне порнографический, потому что грубый и совершенно вульгарный. Что-то крайне манипулятивное может считаться порнографией, как в случае с голливудскими «хеппи-эндами»: иллюзия, что добро всегда побеждает зло, мифы о том, что все должны воссоединиться со своей нуклеарной семьей, — это тоже порнография.

Я же использую идею порнографии как форму, как жанр. В то же время я действительно антипорнограф, как и антигей в определенной степени, потому что 90% порнографии, особенно мейнстрим-порнографии, я считаю неинтересной, как и 90% геев в мейнстриме я считаю неинтересными буржуа, ассимилированными в гей-патриархате. Я же принципиально всегда на стороне аутсайдеров, маргиналов, людей, которые не вписываются в существующие категории, людей, которые оказались угнетенными из-за своей расы, класса или пола. Сейчас модно, почти популярно, быть аполитичным, даже аморальным, что весьма удобно и легко вписывается в доминирующую идеологию. У меня это положение вещей вызывает скуку.

— То есть революция с помощью порнографии возможна, как верили в 1970-е?

— Порнография для меня всегда была впустую растраченной возможностью. Если подумать, то порно может быть идеальной формой пропаганды. Это то, что все смотрят. То, что кажется безобидным — порно воспринимают как данность, в эпоху постинтернета оно действительно повсюду. Но на самом деле это достаточно мощный инструмент влияния: ведь все, что связано с откровенным сексом, всегда производит сильное впечатление. К тому же порно перемещает людей в состояние открытости для намеков и предложений (смеется). Я никогда не понимал, почему таким инструментом никто не пользуется в целях внушения. Ну и, конечно, в 60—70-х, когда в порнографии присутствовал сюжет, она была куда более интересной. Задача порнографа была в том, чтобы интерпретировать и контекстуализировать половой акт и объект влечения и сформулировать это для зрителя с помощью историй, персонажей и сценариев, часть из которых, конечно, превратилась в откровенное клише. Правда, в таких фильмах было крайне мало политики и прямого действия. Мне всегда это казалось странным.

Персонаж Сюзанны Сакс в «Малиновом рейхе» говорит: «Не будет революции без сексуальной революции, не будет сексуальной революции без гомосексуальной революции». В «Мужененавистницах» я иду дальше и изображаю мир, в котором женщины — феминистки и лесбиянки-сепаратистки — снимают собственное порно. Потом они заставляют людей смотреть свой фильм — почти как в «Заводном апельсине». Вы знаете, что для гетеросексуальных мужчин лесбийский секс может быть фетишем. Но в моем фильме, когда героини показывали свой фильм зрителям, в основном женщины начинали получать удовольствие от увиденного и тянуться друг к другу. Вот моя «порноутопия».

Кадр из фильма «Мужененавистницы»Кадр из фильма «Мужененавистницы»© Jürgen Brüning Filmproduktion

— Но в этом фильме вы изображаете женщин склонными к экстремизму, нетерпимости и насилию — как раз такими, какими в радфеме видят мужчин (и осуждают их за это)!

— Но если ты по-настоящему хочешь заняться хардкором — революционной борьбой, это сложно представить без насилия. Персонажи «Мужененавистниц» так и говорят: «В принципе, мы против насилия. Но когда насилие применяют по отношению к нам, у нас не остается выбора, кроме как ответить контрнасилием». Это цитата из Ульрики Майнхоф. Во время подготовки к фильму я в основном опирался на работу Симоны де Бовуар «Второй пол» и книгу Майнхоф «Все говорят о погоде, мы — нет», которая состоит из статей, написанных ею для журнала Konkret с 1960-го по 1970-й. В них она излагает свою систему убеждений и говорит о том, что революция невозможна без феминизма. В моем самом первом фильме «Меня это не касается» радикальный режиссер-лесбиянка, которая снимает фильм «Girls of the SLA», слушает запись Анджелы Дэвис — американской активистки, марксистки и феминистки, которая говорит об опыте чернокожих людей в Америке тогда и сейчас: «Если вы принимаете идею ненасильственного протеста, вы принимаете идею о суициде». То есть речь идет о восприятии, в котором политическая борьба расценивается как военные действия. Они оправдывают себя правилами войны, асимметричной войны — так как они искренне верят, что идет война. Проблема в том, что они живут в обществе, которое не верит в существование этой войны: отсюда потери среди мирного населения. Таким образом, они оказываются в ситуации моральной амбивалентности. Меня очень интересует момент, когда террористы загоняют себя в угол и переходят определенную черту, после чего начинают предавать собственные левацкие идеалы.

— А почему вообще в ваших фильмах самые политизированные, революционные персонажи — женщины?

— Это личное. У меня три сестры. Моя старшая сестра — гений, поэт, она оказала на меня большое влияние. В 80-х, когда я был панком, я основал фэнзин под названием J.D.s, и моим коллегой-редактором была Джи Би Джонс, которая была на семь лет меня старше и умнее. Несмотря на то что она окончила всего лишь школу искусств, а я учился в университете, это она научила меня всему. У меня всегда были старшие наставницы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244822
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411701
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416612
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421831
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423486