12 октября 2016Кино
72

«У нас получилось без антивоенных лозунгов»

Франсуа Озон — о «Франце»

текст: Зинаида Пронченко
Detailed_picture© ASAC

Новый фильм Озона — послевоенная костюмно-историческая мелодрама, к тому же еще черно-белая. Война тут, конечно, самая большая — по французским меркам — Первая мировая. Адриен Ривуар, француз с водевильными усиками, приезжает в провинциальный немецкий городок отыскать семью погибшего товарища Франца. Необъяснимая дружба немца и француза в окопах Вердена или Соммы — главный вопрос фильма, но семье и зрителям он рассказывает, что Франца знал еще до войны, они, мол, были друзьями в Париже, ходили по музеям, читали Верлена. Для верных зрителей Озона вся эта поэзия звучит одним сплошным эвфемизмом, и пока зритель видит в каждом движении героя и влюбленной в него экс-невесты Франца бисексуальный ménage à trois, режиссер забавляется антропологическими зарисовками из жизни буржуа — как германских, так и французских, обнаруживая при этом известное сходство тогдашних европейцев с европейцами сегодняшними. О том, случайны ли эти параллели, не слишком ли вульгарен ч/б и почему французам в фильме достается куда больше, чем немцам, Франсуа Озона расспросила Зинаида Пронченко.

— Брайан Де Пальма как-то сказал, что все режиссеры пытаются подражать Хичкоку. Вы тоже?

— Ну, если Де Пальма так сказал, ему виднее. Вообще я думал, что это сказал Трюффо. Саспенс — это внимание к зрителю, мощнейший инструмент развлечения, у меня и в музыкальной комедии за сценой лежит труп. Я играю со зрителем в игру. Что такое режиссура? Манипуляция. Во «Франце» я тоже пытаюсь чуть-чуть обмануть публику.

— Перед «Францем» у вас случился перерыв в графике, обычно вы снимаете чуть ли не по два фильма в год...

— Да, у меня сорвался проект — не буду вдаваться в детали, неприятная история: мне отказали в праве на экранизацию, хотя все было готово уже. «Франца» продюсеры боялись, боялись, что получится очередной скучный фильм про Первую мировую, год-то был юбилейный. Но, как мне кажется, у нас получилось совершенно иное кино, без антивоенных лозунгов.

— Кстати, про лозунги. «Франц» же, по сути, — ремейк «Недопетой колыбельной» Любича, которая, в свою очередь, была поставлена по пьесе Мориса Ростана. Но у Любича был не фильм, а манифест пацифизма, то есть не ваша тема.

— Да, тема не моя, и я предсказуемо утопил «вечные истины» в мелодраматизме. Можно снимать про жизнь и смерть, а можно про частную жизнь и маленькую смерть. Люди мне всегда интереснее идеологий. И я не согласен с термином «ремейк». Ну разве что очень вольный.

Кадр из фильма «Франц»Кадр из фильма «Франц»© Mars Films

— «Франц» практически полностью снят в ч/б. Не слишком очевидный прием для ретромелодрамы?

— Ну, естественно, я ждал этого вопроса. Меня многие критики попрекают подражанием Михаэлю Ханеке, «Белой ленте». Поэтому сразу дисклеймер: я отталкивался от двух фильмов — «Тэсс» Полански и «Барри Линдона» Кубрика. С Ханеке я не вижу никакой связи, так можно все черно-белые фильмы под одну гребенку грести. Выбор монохромного изображения обусловлен тем простым фактом, что в контексте нашей истории цвет смотрелся, как ни странно, не так реалистично, как ч/б. Цвет появляется в моменты наибольших душевных переживаний, в моменты счастья. Может, это слишком лобовая метафора, но я только в такие и верю.

— Параллели с сегодняшним днем, все эти националистические камлания — типа регулярного распевания «Марсельезы» хором — случайность или политическое высказывание?

— Абсолютное совпадение. Когда я задумывал «Франца», еще не случились ни «Батаклан», ни Брексит. Так говорить, конечно, нехорошо, но фильму на пользу то, что определенные сцены резонируют с печальной повесткой дня сегодняшнего. Все это обогащает «Франца» дополнительными смыслами. Ну и потом, история — вечное повторение.

Кадр из фильма «Франц»Кадр из фильма «Франц»© Mars Films

— Кажется, что немецкое общество показано вами с гораздо большей симпатией, нежели французское, вы вообще изображаете нравы французской буржуазии довольно карикатурно.

— Да, правда? Ну, над тем, что знаешь хорошо, проще подтрунивать; над французами вообще тянет посмеяться. А если говорить серьезно, то эхо той войны чувствуется и сегодня. Именно Первой мировой, мы называем Великой ее, а не Вторую. Французы до сих пор относятся к соседям с недоверием и предубеждением, в популярной культуре все эти шутки про капусту, кайзеровский шлем, бошей никуда не делись, несмотря на Евросоюз и прочие объединительные инициативы. Подсознательно немец — враг. У нас никто не говорит на языке Гете, мы мало путешествуем в Германию. Мы вообще зациклены на самих себе. Немцы, напротив, — очень открытая нация. Я-то сам германофил, я говорю по-немецки, жил там, для меня в юности Берлин был самым прекрасным местом на земле, и во «Франце» мне хотелось развеять все эти культурные стереотипы о немцах как о фашистах, которые читаются в любом французском фильме — хоть у Мельвиля, хоть у Карне. И последних выступлениях мадам Ле Пен! Если и есть в моей картине политическое высказывание, то оно очень простое — не бойтесь другого.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244850
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411722
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421855
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423510