19 сентября 2016Кино
103

Ситора Алиева: «Построение режиссерской карьеры у нас унизительно. Не все мужчины хотят в это играть»

Программный директор «Кинотавра» — о новейших драматических тенденциях в российском кино

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Кинотавр

2016-й уже называют «годом кино без кино». Российские фестивали переживают сокращение финансирования и программ (к примеру, на ММКФ исчез Медиафорум, самая интересная и экспериментальная часть фестиваля), будущее многих из них вообще под вопросом. На дворе уже сентябрь, но ни один из ожидаемых больших российских кинопроектов так и не вышел в прокат, даты их премьер постоянно сдвигаются. Главной мишенью иронии и раздражения скептической части прессы (и COLTA.RU тоже не осталась в стороне) был, естественно, «Кинотавр» как главный фестиваль, репрезентирующий состояние российского кино. Речь идет даже не о распределении призов. На этот раз вопросы возникли и к самому конкурсу, к отбору картин. К примеру, требовательное жюри Гильдии киноведов и кинокритиков даже отказывалось поначалу назвать своего фаворита, считая все фильмы конкурса не соответствующими определенным стандартам (в конце концов «Белого слона» дали Ивану И. Твердовскому за «Зоологию»). При этом у другой части критики, не менее вменяемой, были и восторги — например, по поводу фильма «Хороший мальчик» или той же «Зоологии», которая, кажется, вообще стала маленьким международным фестивальным хитом и после Сочи получила спецприз жюри в Карловых Варах. О том, что на самом деле происходило в этом году с российским кино, куда делись со своими фильмами режиссеры-мэтры, что скрывается за так называемой женской волной, рассказывает Ситора Алиева, программный директор «Кинотавра» и отборщик Карловарского и Варшавского кинофестивалей.

— Даже если не впадать в нигилизм, общее впечатление прессы о срезе российского кино, показанного этой весной на «Кинотавре», было довольно растерянным. Масса каких-то непонятных, неизвестных имен, отсутствие в конкурсе ожидаемых картин режиссеров-звезд, общий крен конкурсантов в сторону то ли небрежности, то ли упрощенного, телевизионного формата. Когда я читал репортажи с фестиваля, казалось, что российское кино находится в глубочайшем упадке. Несмотря на то что в планах постоянно стоят большие ожидаемые фильмы вроде «Ледокола» или «Матильды» («Дуэлянт», слава богу, уже на днях выйдет в прокат), в реальности мы имеем дело с утрированно коммерческими дебютами или экспортно-фестивальной конъюнктурой типа «Рая» Кончаловского. Объясните: что происходит? Почему в этом году в конкурсе были почти сплошь дебютанты? Куда делся российский артхаус, обычно составлявший половину кинотавровской программы?

— Вы сказали о глубочайшем упадке. Но я бы скорее говорила тут о стратегиях российских продюсеров. Очевидно, что авторы, выбравшие для презентации глобальные интернациональные площадки, уже не стремятся показать свои фильмы российскому жюри, российской прессе и российской индустрии. В первую очередь, это касается мастеров: Андрея Кончаловского, Павла Чухрая, Павла Лунгина, Сергея Соловьева, Николая Досталя, Валерия Тодоровского, Рустама Хамдамова, Сергея Дворцевого. На мой взгляд, причина тут в полном отсутствии рынка для российского кино и нежелании дистрибьюторов с ним работать. Соответственно все стремятся попасть на крупнейшие международные смотры, появление на которых дает фильму надежду на индустриальную и фестивальную жизнь. А после «Кинотавра» перспективы им не очень ясны, хотя вообще-то в последнее время все фильмы, вызвавшие интерес жюри, прессы и индустрии, тут же попадают в оборот серьезных компаний.

Вот, например, призеры этого года. «Хорошего мальчика» и «Коллектора» будет прокатывать WDSSPR, «Ученика» — «Вольга», «Зоологию» — «Артхаус». У двух последних лент прекрасная фестивальная судьба: «Учеником» занимается известная французская компания, которая на днях продала права на ленту серьезному фестивальному дистрибьютору Milky Way, а «Зоология», получившая один из главных призов в Карловых Варах — на фестивале класса «А», будет участвовать в конкурсе дебютов Сан-Себастьяна — также смотра класса «А», что бывает крайне редко. Фильмом Твердовского также занимается иностранная компания — сравнительно молодая, но обладающая ярким международным пакетом фильмов Neue Europe. А сам режиссер, несмотря на свой статус дебютанта (ведь во всем мире вторая лента также считается дебютом), получил приглашение дать мастер-класс. Ну и прямо сейчас «Зоология» участвует в фестивале в Торонто — крупнейшем международном зрительском смотре. Кстати, в Венеции-2016 коллекторы и разные аспекты «зоологии» — слияния животного и человеческого (в том числе и сексуального) присутствовали в нескольких фильмах из Европы, Азии и Латинской Америки.

Отдельно стоит упомянуть неигровое кино, которое было у нас в конкурсе. «Чужая работа» Дениса Шабаева еще до успеха на «Кинотавре» (приз за лучший дебют и диплом критики. — Ред.) завоевала награды на фестивалях в Неоне и Висбадене. Это тот редкий случай, когда художественный язык и глубина исследования стирают границы между документальным и игровым кино. Очень важно, что после «Кинотавра» Шабаев получил приглашение участвовать в полнометражном альманахе. Или «Год литературы» — это модный в мире и новый для нас тип ай-фильма, когда люди искусства снимают о себе, становясь арт-объектами. В нашем случае это режиссер Ольга Столповская и ее муж — лауреат премии «Букер» Александр Снегирев.

Если вернуться к собственно конкурсной программе, которая вызвала у некоторой части прессы недоумение, то, знаете, нам тоже удобно, когда Анна Меликян соревнуется с Василием Сигаревым, а Алексей Федорченко — с Иваном Вырыпаевым. Такая комфортная программа всегда вызовет более спокойную и лояльную реакцию критики, а молодые и неизвестные, как правило, наоборот, вызывают острое неприятие, отторжение или просто игнор. Поэтому многие посчитали, что такой респектабельный фестиваль, как «Кинотавр», на 27-м году своей жизни не может злоупотреблять дебютантами, не включая мастеров…

Кадр из фильма «Зооология»Кадр из фильма «Зооология»© Компания «Новые люди»

— Что будет с фильмами мастеров, если они пролетят мимо больших фестивалей? Большую часть же туда не возьмут, это очевидно — собственно, уже не взяли: пока выстрелил только Кончаловский.

— Да, Венеция наглядно продемонстрировала свой выбор. Кончаловский получил приз за режиссуру. Судьба остальных лент не очень ясна. Хочется пожелать им попасть на площадки Берлина или других смотров — а их сотни.

Мы говорили о мэтрах и дебютантах, а ведь есть еще третья группа фильмов — блокбастеры, которые ждут лучшего времени для выхода, неоднократно смещая дату релиза. Весной выстрелил «Экипаж», осенью стартует «Ледокол», в конце декабря выйдет «Викинг», в 2017-м — «Притяжение», «Большой» и «Матильда». Конечно, нам приятно, что создатели большинства этих фильмов, когда-то дебютировавшие на «Кинотавре», вышли из нишевого сектора фестивально-артхаусного кино и стали серьезными игроками коммерческого рынка. Так, на прошлой неделе в Торонто с аншлагами прошла мировая премьера «Дуэлянта» Алексея Мизгирева. А Торонто — это крупнейший зрительский фестиваль мира, там показывается более 400 картин, вместе с Венецией и Теллурайдом он открывает оскаровскую гонку. Так что кинофестиваль и умные блокбастеры для всех и каждого — это вещи вполне совместимые, более того: премьера такого фильма на большом кинофестивале увеличивает его шансы на коммерческий успех. Пример Венеции: три года подряд ее фильмы открытия получали «Оскар», и теперь, по признанию Альберто Барберы, студии-мейджоры сами предлагают ему свои картины.

— И Каннский фестиваль тоже существует не только для арт-кино, на нем происходят и голливудские премьеры. В берлинском конкурсе много голливудских фильмов.

— Так мы все время об этом и говорим российским продюсерам! А нам отвечают: ну как же, у вас блокбастеры показывают только на площади перед Зимним театром. (Смеются.)

Кадр из фильма «Хороший мальчик»Кадр из фильма «Хороший мальчик»© 2Д Целлулоид

— Самое время пояснить, что мы подразумеваем под арт-кино, по крайней мере, применительно к русскому кино и «Кинотавру».

— Арт-кино, или артхаус, — это довольно удобное и привычное определение нишевого, фестивального киноконтента. В России его очень часто используют в значении «кино не для всех» и ошибочно считают, что оно возникло в последние пару десятков лет. Однако традиции советского авторского кино восходят к Эйзенштейну и Пудовкину, Довженко и Вертову, позже к Тарковскому. Тем не менее ярлык фестиваля арт-кино очень мешает «Кинотавру» в его работе. В Сочи всегда показывали микс из авторского и жанрового кино: нашими победителями были «Особенности национальной охоты» и «Блокпост» Александра Рогожкина, «Брат» и «Война» Алексея Балабанова, «Бедные родственники» Павла Лунгина, «Про любовь» Анны Меликян, наконец, «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Это фильмы для всех. И в 2016 году конкурс «Кинотавра» четко показал, что российские режиссеры больше не хотят и не стремятся снимать арт-кино в чистом виде. Даже режиссеры короткометражек. Их, в принципе, можно понять — не то что российский, а даже международный рынок артхауса находится сейчас в кризисе. Например, в последнее время фестиваль в Локарно усилил работу с мировыми дистрибьюторами и приглашает к себе всех, кто способен относительно успешно оперировать в секторе авторского кино. И тем не менее даже призеры фестиваля последних лет не смогли найти международного прокатчика. А буквально несколько дней назад разорились два крупнейших международных дистрибьютора авторского кино, в том числе и российского, — компании Fortissimo и Metrodome.

— Звучит удивительно: как вообще можно снимать мейнстрим в коротком метре? Даже короткий метр Жоры Крыжовникова, максимально мейнстримового режиссера, отличается гораздо большей эксцентрикой, если не сказать экстремизмом.

— Снимают и работают практически со всеми жанрами! И мы уже не первый год показываем, что в коротком метре кроме социальных драм есть фантастика, комедии, мокьюментари, триллеры и ужасы. Много мелодрам, сейчас очень романтичные режиссеры, иногда даже слишком романтичные. Изменился сам подход к короткому метру, способ рассказа истории: молодые снимают мейнстрим в чистом виде! Да, формат может быть телевизионным, но эта проблема есть и в полном метре. «Кредит» Вадима Валиуллина — победитель нашего короткометражного конкурса — хороший пример того, как почти без денег можно снять остросоциальную черную комедию. Кстати, режиссер фильма живет в Уфе.

Кадр из короткометражного фильма «Кредит»Кадр из короткометражного фильма «Кредит»

— Но Москва же все равно остается главным центром кинообразования?

— Да, в Москве очень много киношкол, но в этом году мы имели дело и с регионами. То есть сегодня кино настолько активизировалось, что стирается граница между центром и провинцией, киноотделения в вузах открываются повсеместно — например, в Воронеже, Челябинске, Екатеринбурге.

— А фильмы выпускников разных школ сильно различаются по стилистике?

— Да, конечно! Например, в фильмах студентов МШНК (Московской школы нового кино) ясно ощущается влияние методов Дмитрия Мамулии и Бакура Бакурадзе. С одной стороны, это хорошо, потому что при таком интенсивном взаимодействии можно получить от педагога максимум. С другой — так старательно имитировать стиль и атмосферу фильмов своего мастера для молодого автора даже немного опасно, ведь он теряет свою творческую индивидуальность.

Многие, конечно, обижаются, когда не попадают в наш конкурс, говорят, что мы намеренно игнорируем такое кино и не берем даже то, что берут Канны. Но мы-то люди опытные, видели много, поэтому если нам просто очень долго показывают, как человек идет по коридору, долго садится в машину, долго ест и долго смотрит в окно, то нам это не всегда интересно или же не подходит по формату. Так, два года назад мы не пригласили «14 шагов», которые Каннский фестиваль взял в программу Cinéfondation. Но фильм идет 40 минут! А у нас по регламенту максимум 30 минут.

— В прошлом году все говорили про «женскую волну» в российском кино. Это действительно актуальная тенденция или просто частная ситуация прошлогоднего конкурса?

— Да, женщин в нашем кино все больше, и эта тенденция только нарастает. Я специально проверила во ВГИКе гендерное соотношение студентов за последние пять лет. Так вот, несколько лет назад набрали режиссерский курс, где было 20 студенток и только двое студентов. В среднем же в мире женщины составляют примерно 44 процента среди выпускников киношкол. Правда, в индустрии работает лишь 24 процента женщин-режиссеров. В конкурсе «Кинотавра» в этом году у нас было пять женщин, и второй год подряд победила женщина.

— Режиссерская профессия перестала быть престижной и активно привлекать мужчин?

— Конечно! Построение режиссерской карьеры зачастую болезненно, даже унизительно, потому что надо ходить, просить, уговаривать, доказывать свой талант, добиваться каких-то встреч... Не все мужчины хотят в это играть. Тем более что мы живем в век продюсерского кинематографа.

— Я правильно понимаю, что общая претензия к «Кинотавру» этого года — мол, все стало плохо и однообразно, «год кино» без кино — на самом деле отражает ситуацию с точностью до наоборот: все настолько разнообразно, что «Кинотавра» просто не хватает?

— Спасибо за вопрос! Для нас это едва ли не самый интересный год. Мастера ждали больших фестивалей, авторы блокбастеров — «больших выходов», поэтому на отборе у нас было только два звездных режиссера — Кирилл Серебренников и Иван И. Твердовский, а остальные — «темные лошадки», которые вызвали беспрецедентные споры внутри отборочной комиссии. Отборщики выносили взаимоисключающие экспертные оценки, от них поступали самые резкие и неожиданные предложения: например, показать только семь единогласно отобранных фильмов. И вот, мобилизовавшись, я попросила каждого назвать своего фаворита из оставшихся лент — и мы включили эти фильмы в конкурс. Вот такая открытая демократия… Похожая ситуация была с реакцией прессы на победителей. Например, «Лента.ру» и «Афиша» назвали «Хорошего мальчика» лучшим фильмом конкурса еще до его победы, а другие раскритиковали уже после награждения! Мы живем в век полярных критериев и невозможности консенсуса — жюри, прессы, индустрии. Посмотрите на Канны этого года, где жюри проигнорировало лучшие картины конкурса.

— То есть вы считаете решение кинотавровского жюри репрезентативным?

— Мы не комментируем решения жюри (смеется). У «Кинотавра» одна задача — дать фильмам жизнь: коммерческую, фестивальную, телевизионную. Просто хочется, чтобы после фестиваля их никто не бросил и не забыл.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244865
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411732
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416642
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421863
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423520