14 ноября 2013Кино
65

Мартен Перзиль: «Потому что он американский»

Режиссер фильма «Тут вам не Калифорния» — о философии скейтборда и стабильности «холодной войны»

текст: Василий Корецкий
Detailed_picturekviff.com

В воскресенье, 17 ноября, на фестивале Blick покажут мокьюментари «Тут вам не Калифорния» об истории скейтборда в ГДР. Василий Корецкий поговорил с режиссером фильма Мартеном Перзилем о мифологии скейта и Восточной Германии.

— Насколько я понимаю, значительная часть как бы архивного материала в фильме — постановка и стилизация. Я даже заметил там у вас художественно поцарапанные кадры из фильма «Короли Догтауна»... А вот, к примеру, эпизод с интервью чиновника из Штази — настоящий?

— Да, вы верно заметили, не весь материал у нас по-настоящему документальный, примерно 50 на 50. Но я никогда не уточняю, что именно — постановка, а что — реальные архивные материалы. Иначе не будет никакого удовольствия! Тут ведь вся идея в том, чтобы поддаться иллюзии, поверить в то, что это правда, хотя бы на время просмотра. Сам я описываю «Калифорнию» как документальный рассказ. Понятно, что требование поверить в мой фильм — это довольно серьезно, но я ведь и не выдумываю ничего с нуля, я просто... переставляю факты местами. Все, что показано в фильме, имеет под собой прецедент. Реальные люди, реальные события. В этом смысле фильм документален, ведь он основан на документальных свидетельствах. Ну а если вы все-таки захотите поиграть в угадайку, то вот подсказка: все самое безумное и невероятное — это как раз реальный материал. Жизнь — куда более странная штука, чем мы можем себе вообразить.

— В своих интервью вы иногда упоминаете анонимного ветерана скейтбординга, который предоставил вам свой архив. Можете какие-то подробности про него сообщить или это тоже секрет?

— Да, был такой человек, большая часть архивных съемок в фильме — из его коллекции. Но пришлось его долго убеждать. Сами понимаете, материал это для него очень личный, интимный, как семейный архив, — а тут приходят какие-то типы с Запада. Восточные немцы с некоторым подозрением относятся к режиссерам с Запада, снимающим про жизнь в ГДР.

Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»© Wildfremd

— Почему?

— В таких фильмах обычно чувствуется надменная интонация, а 80-е на Востоке показываются как странное время дурацких нарядов и нелепых причесок. Но я-то не собирался глумиться — я сам скейтер, и герои фильма вызывают у меня глубокую симпатию. В общем, потом мы с ним подружились, и он вручил нам эти свои коробки с 8-миллиметровыми пленками. Часы о-о-очень странного материала. Когда мы их отсмотрели, стало ясно, что фильм у нас получится.

— А о чем вообще вы кино снимали? Скейтборд — это ведь просто повод, упаковка...

— Я снимал про то, как это — быть молодым и открывать мир вокруг. Чем репрессивнее политическая система, тем больше препятствий она возводит на пути этого познания мира — и такая ситуация может стать интересным драматургическим конфликтом, породить увлекательные истории, радикальные биографии. Один из наших источников очень определенно по этому поводу высказался. Я спросил его: «Почему скейтборд?». А он ответил: «Потому что его запрещали. Представляешь, что случается, когда подростку что-то запрещают?»

Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»© Wildfremd

— Ну в ГДР — понятно. Но почему скейтборд по всему миру становится «символом независимости и личной свободы» — как та куртка из змеиной кожи в «Диких сердцем»? Есть такая короткометражка «Скейтистан», про жизнь в Кабуле без талибов, там скейтборд тоже становится метафорой освобождения.

— Потому что он американский. А Америка традиционно считается землей свободных людей. А кроме того, скейтборд — это прикольно и, в общем, доступно каждому ребенку. На доске можно научиться кататься самому, эта техника интуитивно понятна. Тут нет соревновательности, это не спорт, не танец — а просто поездка по району на куске деревяшки. При этом скейт — не просто игра. Скейтборд — штука маргинальная, она находится между, на границе. Тут нет никаких правил — и кого-то это, возможно, пугает, но другие находят этот анархизм очень привлекательным.

— Сейчас фильмы про жизнь в ГДР являются обязательной частью программы практически любого фестиваля немецкого кино. Почему так? Это просто ностальгия?

— Я думаю, тут есть всего понемногу. Определенные трения в обществе всегда оказываются хорошей почвой для сильной кинематографический истории, в таком мире очень наглядно проявляется характер героя. Наверное, это звучит холодно и расчетливо — но это правда работает. Я думаю, тот факт, что сегодня снимается так много фильмов о временах «холодной войны», свидетельствует, с одной стороны, о ценности человеческих драм, вызванных этой эпохой. А с другой — о том, как трудно дается сейчас кинорежиссерам комментарий к сегодняшнему дню. Что же касается ностальгии, то мне кажется, что это специфическая ностальгия по «порядку»: был конкретный враг, все было просто и понятно. Это чувство черно-белого мира было, скажем так, позитивной стороной «холодной войны», оно давало людям какую-то фундаментальную уверенность — и такое происходило не только на Востоке, но и на Западе. Другими словами: легко рассказывать историю, когда у вас есть хороший парень и плохой парень.

Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»© Wildfremd

— Вам не кажется, что в последнее время люди стали терять интерес к фикшну, к рассказанным историям — а документалистика, наоборот, из чего-то скучного стала супермодной? Режиссерам даже приходится снимать мокьюментари — по конъюнктурным соображениям.

— Ну, не знаю. Мне кажется, просто исчезло это традиционное разделение, вот и все. Слишком много фильмов сегодня не вписывается в эту жесткую классификацию. В 30-х в музыкальных магазинах вы, возможно, обнаружили бы всего три полки — классика, опера, танцевально-оркестровая музыка, — ну и, наверное, в самых модных местах была бы еще четвертая — джаз и свинг. А сегодня в музыкальных магазинах можно найти тридцать таких ярлыков. Я думаю, скоро на фестивалях будут официально существовать и другие категории фильмов, не только «документальные» и «художественные». Или, может быть, будет только одна категория — просто кино. Вот этот вариант мне больше всего по душе. Ведь все фильмы — одновременно и правда, и выдумка. Это же кино, а не реальность.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245510
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417102
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422279
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423936