4 марта 2015Искусство
101

«От внешних обстоятельств мы, к счастью, не зависим»

О будущем музее Анатолия Зверева рассказывают его создатели

текст: Ольга Мамаева
Detailed_pictureНаталия Опалева© пресс-служба Музея Анатолия Зверева

В апреле в Москве откроется первый музей Анатолия Зверева, которого считают одной из центральных фигур второй волны русского авангарда. COLTA.RU поговорила с основателями музея — генеральным директором Наталией Опалевой и арт-директором Полиной Лобачевской.

— Музей должен был открыться в конце прошлого года, теперь дата открытия перенеслась на апрель. Чем вызвана задержка?

Наталия Опалева: Задержка связана со строительством здания музея на 2-й Тверской-Ямской улице. Работы начались меньше года назад, и не все пока удалось завершить. Сделать полную реконструкцию старого здания в центре города гораздо сложнее, чем построить новое. Открытие пришлось немного отложить, но эта отсрочка, мне кажется, оказалась очень своевременной. Во-первых, мы смогли детально разработать концепцию музейного пространства, дизайн и экспозиционные идеи. Все это требовало глубокого погружения и сосредоточения. Во-вторых, мы хотим, чтобы каждая новая выставка сопровождалась новыми изданиями — книгами и альбомами. Поэтому нам нужно было время на подготовку серии книг, которые станут частью музея. И в-третьих, говорят, весна будет теплой, и тогда, в апреле, мы сможем открыть для посетителей не только сам музей, но и летнее кафе и уютный внутренний дворик.

— Кризис как-то повлиял на эти процессы?

Опалева: Нет, и надеюсь, что не повлияет. Если бы мы начинали создавать музей сегодня, возможно, пришлось бы столкнуться с определенными трудностями, но работа велась несколько лет, и большая ее часть уже сделана. От внешних обстоятельств мы, к счастью, не зависим.

У государственной поддержки есть не только плюсы, но и минусы.

— На поддержку государства тоже не рассчитываете?

Опалева: Музей АЗ — частный, создан на частные деньги. Благодаря этому многие вопросы решать гораздо проще: мы независимы от внешнего финансирования, свободны в выборе концепции и плана работы музея. Нам важно показать музей совершенно нового формата. Хочется верить, что музей вызовет интерес со стороны государства, Министерства культуры. Но надо отметить, что у государственной поддержки есть не только плюсы, но и минусы. Мы будем рады сотрудничеству при условии соблюдения интересов всех сторон.

— Вы не раз говорили, что идея музея вызревала долго. Потому что вы сомневались, нужно ли его делать, или потому что не знали как?

Полина Лобачевская: Я много лет занимаюсь разными проектами, связанными с наследием Анатолия Зверева. В 1998 году сделала большую выставку в Третьяковской галерее, и там впервые возникла идея создать музей Зверева. Люди, как на демонстрациях, стояли плечом к плечу и, не отрываясь, смотрели на картины. Это длилось месяц, потом по просьбам посетителей выставку продлили еще почти на месяц. В прессе бесконечно повторялась одна и та же мысль — стране необходим музей Зверева. Я стала думать об этом все чаще. Хотя впервые мысль о создании музея прозвучала в воспоминаниях Натальи Шмельковой, которыми я пользовалась, работая над выставочными проектами. На выставку «Зверев в огне», прошедшую в Новом Манеже в 2012 году, пришло свыше 30 тысяч человек. Тогда Наталия Опалева и я решили, что нужно создавать музей. А выставка «На пороге нового музея», прошедшая в 2014 году, только подтвердила абсолютную правильность этого шага — на нее менее чем за месяц пришло свыше 40 тысяч человек.

Полина ЛобачевскаяПолина Лобачевская© пресс-служба Музея Анатолия Зверева

— Сам Зверев мечтал о собственном музее?

Лобачевская: На открытии выставки в Третьяковской галерее журналист Владислав Шумский, вспоминая свои разговоры со Зверевым, сказал: «Когда у него спрашивали, хотел бы он сделать персональную выставку в Третьяковской галерее, он отвечал — для этого Третьяков должен встать из гроба и навести там порядок». Так что вряд ли он мог всерьез мечтать о собственном музее.

— Что легло в основу концепции музея? Есть ощущение, что вы хотите рассказать про своего Зверева, а не про Зверева вообще.

Лобачевская: Придумать концепцию было и трудно, и необыкновенно интересно. Первая выставка будет рассказывать о жизни и личности Анатолия Зверева через его собственные картины. В буквальном смысле — жизнь, написанная им самим. Первый зал называется «АЗ — это Я как раз», он посвящен биографии художника, которая будет рассказана через его автопортреты. Во втором зале — «Вокруг и около» — мы выставим 27 портретов людей, окружавших его, — художников, коллекционеров, друзей. Третий зал — «Зверев. Любовь» — весь будет отдан портретам Оксаны Асеевой, она долгие годы была возлюбленной и музой Зверева. В каждом зале находится большой экран, на котором будут демонстрироваться специально созданные фильмы-ролики с картинами Зверева, видео- и фотохроникой, его собственными стихами.

В том, что музей все-таки создан, большая заслуга всех тех людей, которые сохранили наследие Зверева. Наша задача в том, чтобы его показать во всей многогранности его таланта. В 1965 году французский дирижер Игорь Маркевич организовал выставки Зверева в Париже и Женеве, тогда в каталоге он написал: «Зверев — это “случай”. Случай человека, который заново открыл историю современного искусства».

Вряд ли он мог всерьез мечтать о собственном музее.

— Музейная коллекция основана только на собрании Георгия Костаки?

Опалева: Музей был создан на основе моей коллекции, которая на сегодня насчитывает почти 500 работ. А когда дочь Георгия Костаки Алики узнала про наш музей, передала еще свыше 600 работ Зверева и архивные материалы.

— С зарубежными коллекционерами будете сотрудничать?

Опалева: Конечно. Мы уже наладили контакты с зарубежными коллекционерами, некоторые из них участвуют в подготовке первой выставки. Для нее нам пришлось позаимствовать у зарубежных коллег некоторые работы, чтобы максимально широко охватить важнейшие периоды в творчестве Зверева. Все коллекционеры рады, что наконец открывается музей Зверева, все готовы сотрудничать, помогать, потому что этого музея давно ждали. Москва — город, который задает определенные форматы, все должно быть громадным. Москва требует блокбастеров. А мы хотим создать небольшой музей одного художника — такой формат очень популярен в Европе и чужд России.

— Есть какие-то работы, которые вы особенно хотите видеть в своей коллекции?

Лобачевская: Есть, их довольно много, но пока охотиться за ними не приходится — они сами идут к нам в руки. Порой самым неожиданным образом. Однажды к нам пришла женщина, она принесла свой портрет работы Зверева и передала нашему музею. Оказалось, это дочь всеми любимого преподавателя ВГИКа Бахмутского, который преподавал в 1960—1970-е годы зарубежную литературу (я сама там много лет работала). Он тогда поднял на ноги весь ВГИК, чтобы все покупали картины Зверева и тем самым помогали ему выживать. Наследие Анатолия Зверева необычайно велико: много его работ находится в частных собраниях в США, Франции, Великобритании, Италии и даже в Африке.

Москва требует блокбастеров. А мы хотим создать небольшой музей одного художника — такой формат очень популярен в Европе и чужд России.

— Да, и при этом существует огромное количество подделок. Пожалуй, никого из шестидесятников не подделывали так много, как Зверева, который если не поощрял, то уж точно не возражал против этого.

Лобачевская: Подделок Зверева действительно очень много, но, как известно, бездарных не подделывают, подделывают гениальных. Мы сами часто сталкиваемся с поддельными работами Зверева, но задача музея в том и состоит, чтобы создать четкие критерии отбора подлинных произведений. Если семья Пабло Пикассо, которого тоже много подделывали, умела сдерживать эти процессы, то у Зверева не было никакой семьи. И сегодня обеспечить качественную экспертизу — одна из главных наших задач.

Опалева: Миссия музея — серьезнейший отбор, поэтому если мы и будем что-то приобретать, то только шедевры. Пока программа нашего выставочного «сериала» рассчитана на три года, и пополнение коллекции — не первоочередная задача. Сначала нужно показать то, что у нас уже есть. Из ближайших планов — подготовить выставку нонконформистов — современников Зверева. Выставка требует большого пространства, поэтому разместится не в музее, а на внешней площадке. Сам Зверев говорил: «Художник должен быть не современным, а своевременным». Время для широкого показа его работ пришло.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245102
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411943
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416822
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422018
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423669