23 сентября 2013Искусство
108

«Последующие выставки станут еще более серьезными»

Московская биеннале схлопывается, но все еще впереди

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureНеизвестный художник, Тантрические рисунки, 1989-2011. Courtesy: Franck Andre Jamme© Colta.ru

19 сентября в Манеже официально открылся Основной проект V Московской биеннале. Выставка «Больше света», куратором которой выступает Катрин де Зегер, продлится до 20 октября.

Основной проект Московской биеннале вызвал нешуточные разногласия. В ночь после открытия в социальных сетях художники, критики, кураторы и другие связанные с художественным миром люди делились первыми впечатлениями. Как обычно и происходит, мнения были пунктирными и при этом крайне эмоциональными. Ничего удивительного: времени, чтобы продумать в деталях свою позицию, усомниться в первых соображениях и догадках или проанализировать мнения других, просто нет. Существующая система требует быстрых отзывов — не важно, каких, главное — закрепить свой стейтмент, так как в противном случае найдется кто-то пошустрее и займет ваше место. Никто не хочет выпадать из сложившейся системы экспертных голосов, циркулирующих в специализированных или новостных изданиях и соцсетях, и касается это не только представителей прессы.

Симрин Гилл, На пляже, 2012. Courtesy: художник / Tracy Williams, Ltd., Нью-ЙоркСимрин Гилл, На пляже, 2012. Courtesy: художник / Tracy Williams, Ltd., Нью-Йорк© Colta.ru

Если суммировать споры, то было два конфликтных разлома. Первый вопрос — о политике в самом широком понимании. Одни сетовали, что проект некритичен, другие говорили: ну и хорошо, хватит нам радикализма, надоело, дайте искусства, работы с пространством! Конечно, на выставке, которая охраняется ФСО и располагается под боком у Кремля, можно ожидать и радикального выпада против сложившейся в России ситуации, и фиги в кармане, и ужасной цензуры, и подобострастия в отношении власти — но ничего из перечисленного не произошло. К примеру, приходил Владимир Мединский. Во-первых, кем бы он ни был, все же он министр культуры, который просто обязан присутствовать на подобных мероприятиях (и самому ему это, видимо, тоже не особо в радость). Во-вторых, его короткое выступление, которое вообще-то очень смешное, заглушал шум. Что был там Мединский, что не был — решительно не важно, он никак, по сути, не отметился. Что касается экспозиции, то было, конечно, несколько произведений, отмеченных знаками протестной эстетики, — бумажная демонстрация с кучей протестных лозунгов со всего света, в том числе и с Путиным (работа ирландца Тома Моллоя), или построенный Петром Белым макет трубы, через которую в Манеж «из Кремля» льется некая густая субстанция (предполагаю, нефть или дерьмо — с чем еще ассоциируется место?), — но обе эти работы не имели какого-либо определенного политического вектора. У того же Моллоя были собраны самые разные протестные лозунги, такой недифференцируемый взрыв эмоций, а фигурки протестующих, как и лозунги, — просто крошечные для огромного Манежа. Сама работа носит прекрасное название ни о чем — «Протест». Выглядит как пародия на любую политическую активность, правда, пародия случайная. В общем, каких-то совсем уж прямых высказываний с критикой, как и, наоборот, циничного ликования в связи с положением вещей, не было.

Александр Бродский, Без названия, 2013. Courtesy: художникАлександр Бродский, Без названия, 2013. Courtesy: художник© Colta.ru

Вторым фактором, расколовшим высказывавшихся о выставке, были сексистские замечания, еще до споров на Фейсбуке звучавшие на самой выставке: куратору вспоминали ее пол, а искусство определяли как «женское», что значило в устах говоривших и писавших: «и обсуждать тут больше нечего». Именно этому второму конфликту суждено было стать самым жарким. Однако другой вопрос — была ли выставка посвящена положению женщин и мужчин в современном обществе или разоблачению гендерных стереотипов, в общем, была ли она феминистской — как-то особо не ставили. Несмотря на некоторое количество работ, так или иначе затрагивающих эту проблематику, в целом основной проект биеннале был от всего этого далек. И лично для меня это стало неожиданностью. Этим летом у меня была частная беседа с Катрин де Зегер (вообще она активно общалась с разными людьми и была в этом заинтересована). Тогда она очень оживилась, услышав историю про выставку «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней», особенно одну деталь: в процессе подготовки к выставке кураторы поменяли серию «Женское» Виктории Ломаско — а это, по ее словам, «портреты женщин с записью их диалогов о женской доле» — на зарисовки с митингов (которые в итоге были сняты с экспозиции теми же кураторами), где было много лозунгов и ярких типажей, но практически не было самой конкретики существования разных гендерных групп в современной России. Де Зегер удивилась, как до этого удивлялись многие ее коллеги из России, что кураторов феминистской выставки интересуют не базовые вещи, а поверхностные и, скажем условно, зрелищные, — правда, узнав про цензуру, она восприняла это известие спокойнее. Поговорив с де Зегер, я предположил, что она хочет показать именно такие базовые вещи, и на выставке я действительно обнаружил несколько подобных работ: например, «Торговки рыбой» и «На пляже» Симрин Гилл, или «Об обустройстве сна шестой пятилетки» Александры Паперно, которая рассказывала о быте хрущевок, во многом актуальном до сих пор, или ностальгический проект китайского художника Сун Дуна «Не выбрасывай!» — он собрал вещи своей матери, накопленные за долгие годы, и разложил их, очень условно систематизировав. Однако повседневная жизнь и условия существования как общее настроение на выставке присутствовали скорее случайно, и в них не было чего-то специфического с точки зрения гендера или, скажем, возраста.

Сун Дун, Не выбрасывай! 2005. Courtesy: художник / Tokyo Gallery + BTAPСун Дун, Не выбрасывай! 2005. Courtesy: художник / Tokyo Gallery + BTAP© Colta.ru

Кажется, что это до крайности замкнутый на себя проект, и если уж играть с названием «Больше света», то в данном случае выставка напоминает сверхтяжелые космические объекты, которые схлопываются и начинают поглощать все, включая свет, а потому увидеть их нельзя. Больше света — все равно что меньше света. И эта ситуация далеко не новая. Видно, как проблемы, с которыми столкнулся в Венеции Массимилиано Джони, перекочевали в Москву. Оттуда, кроме того, приехали как минимум один художник и анонимные тантрические рисунки. Работы, кажется, не повторялись, но видно было — особенно в случае тантрических рисунков, — что последний венецианский проект принят к сведению. А между тем «Энциклопедический дворец» Джони оказался (если уж говорить совсем грубо, но точно) свалкой, на которой хоть и можно найти настоящие жемчужины, в целом просто невыносимо тяжело заниматься поисками. Даже обилие легких, остроумных работ не могло исправить ситуацию. В Москве ситуация была чуть полегче, так как таким количеством искусства и квадратных метров выставочных площадок, как в Венеции, Московская биеннале не располагала, но все равно: несколько действительно хороших произведений терялось во множестве никак не связанных друг с другом работ.

Александра Паперно, Об обустройстве сна шестой пятилетки, 2012. Courtesy: художник / "Арт Финанс" (Газпромбанк)Александра Паперно, Об обустройстве сна шестой пятилетки, 2012. Courtesy: художник / "Арт Финанс" (Газпромбанк)© Colta.ru

Я бы не сказал, что основной проект биеннале невзрачен, скорее наоборот — есть на что посмотреть, но решительно непонятно, как одно с другим складывается и что все эти произведения делают вместе. Для ярмарки вполне ожидаемо, но для большой регулярной выставки — нет. Кроме воли организаторов и запроса московских властей на фестиваль, никаких иных объединяющих факторов не замечено. Как верно написала Александра Новоженова, имеет смысл обсуждать «административные и идеологические обстоятельства», в которых растворяются отдельные работы да и кураторское высказывание. Место и характер мероприятия, выбранные «начальством», диктовали выбор искусства вплоть до формы отдельных работ, сделанных под пространство, — а место, напомню, имеет давнюю ярмарочную историю, поэтому-то, прогуливаясь по выставке, зрители биеннале, имеющие опыт посещения Манежа в 1990-е, вспоминали художественную ярмарку «Арт-Миф». Но этому аморфному начальству важна не какая-то партийная линия, а просто большой «праздник искусства»; они его и получили, но ничего поверх этого запроса ни куратор, ни команда биеннале не надстроили. Опыт этой биеннале показывает, что, каким бы хорошим ни был куратор, какими бы интересными ни были художники, к каким бы гендерным, возрастным и этническим группам участники и организаторы ни принадлежали, каких бы политических взглядов ни придерживались, сама система подобных мероприятий в Москве превращает любую масштабную художественную активность в такое вот общее собрание вещей — не горячее, не холодное, а теплое, если воспользоваться новозаветным образом. И как сказал на своем чиновничьем наречии Мединский: «Думаю, что шестая, седьмая и последующие выставки станут еще более серьезными».

Вонгечи Муту, Черные троны, 2012. Courtesy: художник / Gladstone Gallery, Нью-Йорк и БрюссельВонгечи Муту, Черные троны, 2012. Courtesy: художник / Gladstone Gallery, Нью-Йорк и Брюссель© Colta.ru

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245653
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412344
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417171
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422352
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424037