28 апреля 2014Искусство
400

«Вы можете выйти и присоединиться»

О женщине, феминистке и художнице: перформанс Микаэлы

 
Detailed_picture© Валерий Леденев

8 марта в парке «Музеон» должен был пройти Фестиваль женского перформанса, который был отменен в последний момент. Среди участников была заявлена и художница-феминистка Микаэла с перформансом «Истерика». 19 апреля перформанс с измененным названием, «Сцена», состоялся в квартирной галерее.

«Устроить сцену, закатить скандал, сорваться на коллег, на мужа, на ребенка — опыт, который хотя бы раз в жизни — будем честны — с каждой из нас случался. А возможно, случается не так редко, как мы хотели бы это представить. И мы, женщины, часто вспоминаем о нем со стыдом: “Боже мой, как я могла такое говорить, я не контролировала себя, я сама себе отвратительна”. Общественное мнение всегда тут как тут, и оно всегда не на нашей стороне — “будь спокойна и уравновешенна”, “ты не должна терять лицо”, “лучше бы превратила все в шутку”, “скандалят только истерички, ведь ты не такая?” И мы со стыдом отводим глаза от этого опыта, забыв спросить себя: “А какая я?” Может быть, именно такая и мне не до шуток вообще-то? Что, если точка срыва — это точка максимального приближения к себе, радикальный способ донести свое сообщение, выход из-под контроля социальных конвенций? Не потому ли женская деструктивность считается столь отвратительной, что нас невозможно в этот момент контролировать? Что, если перенести этот опыт в пространство искусства и, честно заглянув в глаза собственному бессилию, превратить его в оружие?»

Из авторского описания перформанса


***

© Валерий Леденев

«“Сцена” — первый перформанс Микаэлы, на котором я присутствовала лично. До этого я видела несколько перформансов других авторов с разбиванием тарелок. Перформанс Микаэлы, на мой взгляд, при всей простоте и минималистичности концепции был самым удачным из них. В нем не было ожидаемой (из пресс-релиза) истерики, но были сила и отчаяние (хотя речь шла о женском бессилии), была четкая позиция. Задумавшись о жанре, я сначала определила для себя “Сцену” скорее как художественный жест, а не перформанс — персональный феминистский манифест, проиллюстрированный действием. Однако позже осознала, что, несмотря на завязанность на тексте, действие было поднято до уровня исповедального ритуала, что позволяет отнести его к экзистенциальному перформансу (я бы также отнесла его к перформанс-арт-терапии). Нарративность разбивалась вместе с тарелками, эмоции захлестывали зрителя, что редко бывает на выставках современного искусства, — и от рассказа Микаэлы, и от летящих в них осколков. Это был радикальный жест, честный и выстраданный».

Лиза Морозова, художница, исследователь перформанса

© Валерий Леденев

«Сперва после перформанса Микаэлы “Сцена” я впал в искусствоведческое умонастроение: меня захватил миф о целостном авторе, и я стал размышлять об авторском почерке Микаэлы, об особенностях ее эстетики. И подумал, что монументальность — ключевое качество ее работ: и трафаретов с народоволками и иных, и “Сцены”. Монументальность как сдержанная неприступность и собранность — в случае “Сцены” и на уровне ритмической композиции перформанса, и на уровне содержания речи, посвященной разным формам и случаям угнетения женщины, речи, практически герметичной для критики, как снаряд. При этом Микаэла выбирает медиумы, связанные с потенциальным переходом на зрителя, стремится к вовлеченности в социальное: трафареты по самому своему формату призваны были стать частью стрит-арта, а на перформансе предлагалось зрителям участие на равных. Эта вовлекающая составляющая входит в любопытный контрапункт с почти автономной монументальностью ядра работ Микаэлы. Сейчас я думаю, что такой искусствоведческий ход моей мысли был отчасти защитной реакцией в ответ на встречу со “снарядом” этого перформанса, попыткой как-то разобраться со ступором, в который он меня поставил. Можно сказать, что это было столкновение со сверхплотным сгустком социального в одном очень личном высказывании. А можно сказать иначе — что в подобный ступор вводит встреча с истерикой, потоком требований, требований справедливых, но на которые не знаешь, как ответить: потому что понимаешь, что ответить надо не столько на содержание высказывания, то есть смысл речей, сколько на акт высказывания — на взрывы разбивающихся об пол тарелок. Но как на эти удары ответить? А не ответить тоже нельзя».

Глеб Напреенко, искусствовед, художественный критик

© Валерий Леденев

Видеодокументация перформанса: Шифра Каждан
Фотографии: Валерий Леденев


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245519
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412288
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417108
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422289
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423942