«Использовали в контрреволюционных целях музей им. Поленова, проживая в нем»

Проект «37/101»: история одного ареста

текст: Андрей Мучник
Detailed_pictureПроект «Маяк жизни». Габриэль Суперфин раскладывает экспонаты и ведет экскурсию© Глеб Анфилов

Музей-заповедник «Поленово» интересен не только самобытной архитектурой, прекрасной коллекцией картин и великолепным видом на Оку. Он выделяется тем, что это почти единственный российский музей, который всегда управлялся потомками художника. Судьбе музея и его основателя — Дмитрия Васильевича Поленова, сына художника, — посвящен литературно-художественный проект «37/101». В 2018 году прошла его первая часть — «Пролог», посвященная событиям в «Поленово» между 1917 и 1937 годами. Она завершалась годом ареста Дмитрия Васильевича Поленова и его супруги Анны Павловны Поленовой.

Сейчас в музее идет продолжение — проект «Маяк жизни». Вторая часть рассказывает о событиях вокруг ареста Поленовых, об их жизни в лагерях и возвращении домой из заключения. В гостевой книге музея, которую по-домашнему называли Белой книгой, была запись одного из посетителей: «Бёхово есть маяк жизни» [1]. Потом Анна Павловна вспомнит эту запись уже в заключении и в ноябре 1942 года напишет мужу: «Лишь надежда на возвращение дает силу жить, бороться со всеми тягостями и невзгодами моего безрадостного существования... Бёхово — это маяк жизни... Как далеки мы сейчас от этого маяка, мы, одинокие путники...»

Наталья Поленова, правнучка художника, которая сегодня занимает должность директора музея-заповедника, рассказала, что до начала работы над проектом «37/101» она не знала практически никаких подробностей ареста в 1937 году. «Мы знали, что их арестовали как английских шпионов. Но почему как английских, если они никогда не говорили по-английски? Откуда вообще взялись англичане?»

Распутать эту загадку помог куратор проекта — историк-архивист Габриэль Суперфин. «Буквально за этот год все было найдено. И это было, конечно, потрясающе. Мы заказали дело Поленовых в ФСБ Тульской области и ознакомились с обвинительным заключением», — рассказывает Поленова.


Наталья Поленова и Габриэль Суперфин
Автор проекта «37/101» Габриэль Суперфин, директор Музея ГУЛАГа Роман Романов, координатор музейных программ Российского фонда культуры Мария Шубина, Борис Беленкин и сотрудники Московского отделения «Мемориала», Андрей Клочков (Тульское отделение «Мемориала»), команда проекта «37/101»: Лев Поливанов, Елена Рымшина, Наталья Поленова

© Глеб Анфилов

В заключении сказано следующее (орфография сохранена): «Произведенным расследованием установлено, что Поленов Дмитрий Васильевич и Поленова Анна Павловна происходит из бывших дворян, проживая в собственном имении при деревне Борок, ныне музей им. художника Поленова, использовали в своих личных корыстных и контрреволюционных целях музей им. Поленова, до момента ареста проживали в последнем, а часть построек, незанятых музеем, сдали в аренду Государственному Академическому Большому театру под дома отдыха для артистов. Под видом дома отдыха к Поленовым часто приезжали (враги народа) Енукидзе, Карахан и Сокольников, где устраивались пьяные оргии».

Кроме «связей» с врагами народа НКВД обвинил Поленовых в сотрудничестве с эмигрантом Артемием Раевским. Вот что об этом говорится в заключении (орфография сохранена): «Будучи связанный со шпионом Раевским и после отъезда последнего за границу, осенью 1937 к Поленовым под видом осмотра музея приехал из Москвы Секретарь английского посольства с двумя неизвестными женщинами — во время осмотра музея передали Поленовой Анне Павловне фотокарточку отца Раевского, присланную Раевским Артемием якобы для передачи сестрам Раевским, проживающим в городе Москве.

Экспозиция выставки «Маяк жизни»Экспозиция выставки «Маяк жизни»© Глеб Анфилов

Обвиняемая Поленова, допрошенная по данному вопросу, показала: “Осенью 1937 года к музею им. Поленова подъехала автомашина английского посольства, из нее вышли трое: один мужчина и две женщины и попросили меня показать музей, и как только осмотрены были первые комнаты с картинами Поленова и при входе во вторую мужчина вынул из кармана пальто фотокарточку отца Раевского Артемия и попросил передать сестрам Раевским, проживающим в городе Москве. В результате разговоров было установлено, что присланные являются сотрудниками английского посольства Секретарь Данлоп с женой и стенографисткой”».

Экспозиция выставки «Маяк жизни». Витрина, посвященная иностранцам, посетившим «Поленово» в 1937 году. Среди них — дипломат Чарльз ДанлопЭкспозиция выставки «Маяк жизни». Витрина, посвященная иностранцам, посетившим «Поленово» в 1937 году. Среди них — дипломат Чарльз Данлоп© Глеб Анфилов

Кто такой был Чарльз Данлоп? Он происходил из шотландской семьи, которая проживала в Одессе, — трое братьев и родители. Отец был инженером и участвовал в строительстве порта, а старший брат Чарльза учился вместе с Львом Троцким. Чарльз, соответственно, прекрасно говорил по-русски. Через некоторое время вся семья вернулась на родину, в Шотландию. Чарльз прошел военную службу и вернулся уже в Советский Союз работать комендантом Владивостокской крепости. Там он познакомился с Марией Моисеевой, которая происходила из семьи мелких дворян. У них родились два сына, один из них много болел: может быть, по этой причине Моисеева с детьми уехала жить в Англию.

Федор Поленов на покосе, 1937 годФедор Поленов на покосе, 1937 год© Архив проекта «37/101»

«И жила там, можно сказать, на широкую ногу», — рассказывает Поленова. У Моисеевой было много друзей, знакомых, она держала салон и познакомилась с Раевским. Наверное, от него она получила фотографию отца Раевского, передала своему мужу. Чарльз Данлоп, в свою очередь, переехал на дипломатическую работу в Москву и жил там один. «Поэтому показания Анны Павловны неверны в том, что Данлоп приехал в “Поленово” с женой: с женой он быть не мог, потому что она жила в Англии. Кто были эти две женщины — так и осталось неизвестным», — добавляет Поленова.

Завещание Дмитрия Поленова на имя его солагерника М.А. Цветкова, 1942 годЗавещание Дмитрия Поленова на имя его солагерника М.А. Цветкова, 1942 год© Архив проекта «37/101»

Предыстория визита Данлопа заключалась в том, что в газете Journal de Moscou он прочел статью «Большой пейзажист Василий Поленов», заинтересовался творчеством Поленова и приехал в Бёхово. Анна Павловна Поленова показывала им музей, так как Дмитрий Васильевич был в отъезде. В какой-то момент, оставшись одни, они перешли на русский язык, и Данлоп дал ей фотографию Раевского (Анна Павловна утверждала, что фотографию она никому не передавала, а уничтожила).

На выставке можно увидеть эту самую газету, рождественскую открытку, вид на посольство Великобритании на Софийской набережной из Кремля, дипломатический паспорт Чарльза Данлопа с выездной визой из СССР через Куйбышев, Баку и Иран (поскольку прямой связи между странами не было), его визитную карточку и другие личные вещи, которые предоставила семья дипломата.

Билеты, по которым возвращался Д.Поленов в 1945 году из лагеря домойБилеты, по которым возвращался Д.Поленов в 1945 году из лагеря домой© Архив проекта «37/101»

Из показаний Анны Павловны следует, что в 1937 году к Поленову приезжал еще один иностранец (орфография сохранена): «Из иностранных граждан я знаю Гарри Штейна, который отдыхал в доме отдыха Поленово летом 1937 года в течение 2 недель. Он говорил, что является тренером по боксу, по национальности — немец и политэмигрант, паспорт у него был выдан московской областной милицией большого формата, на одном листе две страницы с немецким и русским текстом. Он был вместе с женой Фишман, которая является переводчицей у Штейна, имели паспорт советский. С ним я ни разу ни о чем не беседовала».

Гарри Штейн был немецким боксером еврейского происхождения. На выставке можно посмотреть отрывок из фильма с Ольгой Чеховой и любимым боксером Гитлера Максом Шмелингом — «Любовь на ринге», где Штейн принял участие в небольших эпизодах. В СССР он жил с 1935 года и летом 1937-го две недели провел в доме отдыха «Поленово». Согласно секретному циркуляру НКВД от 22 августа 1937 года, его вид на жительство не был продлен, поэтому в сентябре 1937 года Штейн покинул СССР и оказался в Праге. В 1941-м он был препровожден в гетто Терезиенштадт, а оттуда транспортирован на территорию Латвии, что означало — подлежит уничтожению. Среди евреев, выживших в Саласпилсе, его имя не обнаружено.

Календарь Д.Поленова за 1944 год с пометками о возвращении домойКалендарь Д.Поленова за 1944 год с пометками о возвращении домой© Архив проекта «37/101»

Так разрешилась загадка ареста Поленовых и прояснились детали биографий гостей музея 1937 года — иностранцев Чарльза Данлопа и Гарри Штейна. Но в истории музея остались белые пятна: так, по-прежнему неизвестно, за что сын Анны Павловны от первого брака Юрий Султанов попал в штрафной батальон, где и погиб под Смоленском. «Был самый жуткий день в моей жизни, — пишет Анна Павловна в сентябре 1943 года. — Я узнала о гибели Юры».

На выставке представлено еще несколько писем Дмитрия Васильевича и Анны Павловны из их лагерной переписки. Супруги попали в разные лагеря: Анна Павловна оказалась в Пезмоге, а Дмитрий Васильевич — в Краслаге. «Им, в общем, повезло, конечно. Повезло в том, что, во-первых, их не расстреляли. Во-вторых, они очень активно из лагеря писали письма Молотову и все время упирали на то, что отец Дмитрия Васильевича — известный русский художник», — рассказывает Наталья Поленова.

В конце концов эта тактика сработала. В 1944 году широко праздновалось столетие со дня рождения художника Василия Поленова: возможно, властям стало как-то неловко, что его сын сидит в тюрьме. В связи с предстоящим юбилеем Дмитрий Васильевич обратился в Президиум Верховного Совета, и 29 июля 1944 года было принято Постановление Особого совещания при НКВД об освобождении четы Поленовых. Анна Павловна вернулась в «Поленово» уже в сентябре 1944 года, а Дмитрий Васильевич — в феврале 1945-го, после лечения в лагерной больнице.

Дмитрий Поленов с сыном Федором — первое фото после освобожденияДмитрий Поленов с сыном Федором — первое фото после освобождения© Архив проекта «37/101»

В третьей части проекта «37/101», которая запустится осенью 2019 года, речь пойдет уже о послевоенной жизни музея и его начальном становлении как самостоятельного культурного центра. Выставка расскажет об учебе Федора Поленова в знаменитой московской 110-й школе, его военной службе на флоте, формировании его собственного дружеского круга. Будет затронута и тема расширения дома отдыха и дальнейшей судьбы его обитателей и сотрудников в период с 1945 по 1960 год.

Впоследствии авторы проекта планируют превратить его в самостоятельную постоянную экспозицию — «Музей “Поленово” в ХХ веке».


[1] Бёхово — село, расположенное непосредственно рядом с музеем-заповедником.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247285
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413938
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418477
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423662
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425263