21 мая 2019Искусство
93

«Помню, как рвал и с наслаждением выбрасывал в мусорные ящики свою недавно написанную докторскую диссертацию»

Художник и писатель Дан Маркович — о фотографии, живописи и прыжке из науки в искусство

текст: Надя Плунгян
Detailed_pictureДан Маркович. Ожидание. Холст, масло© Дан Маркович

Последние несколько лет в современном искусстве растет интерес к независимым фигурам позднесоветского неподцензурного поля, которые не опирались на среды нонконформизма и выступали как выпавшие из общества единицы. Размышляя о том, насколько российский художник сегодня может действовать в искусстве на свой страх и риск, без единомышленников и вне сообществ и кураторов, мы решили поговорить об этом с одним из известных действующих авторов-одиночек, который открыл свою первую выставку как раз в начале 1980-х. Ученый-биохимик, а затем художник, писатель и фотограф, основатель журнала «Перископ» Дан Маркович согласился рассказать Кольте о том, как под сильным давлением эпохи выстраивалось его осознание себя как художника.

— Вы пришли в искусство «с черного хода», как самодеятельный художник, отказавшись от успешной научной карьеры. В те годы было трудно выжить, не участвуя в неофициальных кругах и не взаимодействуя с Союзом художников. Что вас подтолкнуло к такому решению и как вы сегодня воспринимаете этот шаг?

— Мне повезло: отказавшись от защиты докторской, еще лет восемь сидел в лаборатории, рисовал там картинки, и никто меня не трогал. Меня «прикрывал» мой многолетний шеф Михаил Волькенштейн, по-дружески относившийся ко мне. У меня был большой неопубликованный научный материал, я его постепенно отдавал в журналы. Мысль встроиться в художественный официоз у меня не возникала. Первые примерно десять лет рисования я и не пытался показывать, выставлять свои картинки, хотя теперь многие ставлю рядом с поздними и не сомневаюсь.

Позднее начало имеет свои недостатки, но и массу достоинств. Я никогда не рисовал в детстве (бой самолетов с кораблями на уроке рисования не считается), то есть начал с чистого листа, мне нечего было ломать в себе, как это приходилось делать художникам вроде Измайлова, которые как ошпаренные вылетали из «педант-кошмара» классического обучения… У меня был огромный опыт самообразования: ведь я, медицинский биохимик, сделал диссертацию в физической лаборатории по конформации белков-ферментов, используя изощренные оптические и химические методы. Поэтому взялся за свое художественное образование сам, а с 80-х годов мне около десяти лет помогал замечательный художник Женя Измайлов. Особым образом: в свою мастерскую никогда не водил, у себя в Пущине я днями и ночами делал то, что считал интересным, а к Жене приезжал в Москву три-четыре раза в год с пудовыми папками, он давал мне деликатные советы, и я уезжал. Но каждое его слово до сих пор помню, хотя память катастрофически теряю.

У меня был огромный опыт самообразования: ведь я, медицинский биохимик, сделал диссертацию в физической лаборатории по конформации белков-ферментов, используя изощренные оптические и химические методы.

Свой «прыжок» из науки в искусство я воспринимаю сейчас так же, как всю свою жизнь, — без сожаления, но все чаще с улыбкой… Например, помню, как бежал по узкому проходу к метро «Ленинский проспект», там рядами стояли мусорные ящики, я рвал и с наслаждением выбрасывал в них свою недавно написанную докторскую диссертацию. За месяц до назначенной защиты дело было, после успешной предзащиты в Институте молекулярной биологии. Нет, никогда не жалел, делал что полюбил, а что разлюбил — оставлял позади и не оборачивался. Просто характер. И воспитание. Моя мать, вытащившая меня из болезни и слабости. Атмосфера первого десятилетия послевоенного, смерть отца от инфаркта из-за преследования как «врача-отравителя»… Мать болела, я тяжело болел и потом полжизни боролся с последствиями болезни… Вот такой я и получился, плохого больше, чем хорошего, как я сейчас, в конце, понимаю… Что было главным тогда? Мне надо было выжить, выучиться и найти свой путь — то есть интересное, благородное и захватывающее меня всего творческое дело. Лет с 13—14 я только об этом и думал.

Отношения с наукой к тому времени стали сложными, в двух словах не расскажешь. Если очень коротко — оказалось, что она не обо мне: какие-то общие вещи о природе и человеке я узнал, а дальше мне хотелось о себе что-то узнать, что-то свое выразить.


Дан Маркович. Рисунки. 1980-е — 1990-е
© Дан Маркович

— И как вы создали первую работу?

— Как обычно бывает, нужен был критический момент жизни (про них я много писал) плюс Случай, он — главная наша свобода. Сидел в лодке на берегу северного озера, взял мелки и нарисовал соседний берег. Этот рисунок переломил мою жизнь. Ни вопросов, ни сомнений не было, только кирпичики школьной акварели день и ночь — и на бумаге все, что накопилось во мне за годы молчания.

А это были ТЕМЫ — не сюжеты, не натура, конечно! — мои темы. Художественные темы — это главные зрительные образы, которые сформировались годами, с раннего детства, хранились в сознании и подсознании. Обобщенные образы; они есть у каждого человека.

ТЕМЫ — основное содержание картинок. Блок писал: «Ночь, улица, фонарь…» И это мое тоже — и еще то, что окружало меня десятки лет в городке, который плавно переходил в поля и леса: «дорога, дерево, забор… трава…» И застряло во мне почти наравне с ранними впечатлениями жизни. Потом звери, конечно. Автопортреты как самая доступная натура, но не сходство, а настроение свое передать хотел. Я назвал это — более устойчивое, чем настроение, — Состоянием… Живопись Состояний. Способы изображения не выбирал: первыми под руку попались акварели — пусть акварель, потом темпера — и это хорошо! Потом масло…

Зрительные образы, которые с нами от рождения до смерти, как лучиком света постоянно освещаются в памяти, и это позволяет нам сохранять цельность личности от детства до конца жизни. Если эта постоянная работа чрезмерна, гипертрофированна, то избыток может выливаться на бумагу, на холст: так и получаются художники и писатели. Работа памяти, поддержание личностной цельности первичны, а искусство — оно вторично. Разумеется, это только мое интровертное мнение.


Дан Маркович. Графика. Пейзажи разных лет. Пастель, цифровые изображения, смешанная техника. 1980-е — 2000-е
© Дан Маркович

— Вы жили в Пущине и много работали с темой пейзажа — городского, покинутого, окраинного; многие пейзажи написаны из окна. Чем вас интересовал этот жанр? Как вы пришли именно к нему и на кого из художников внутренне опирались?

— Главное, как я уже сказал, — художественные ТЕМЫ, глубоко впечатанные в сознание и в подсознание зрительные образы, у нас их за всю жизнь не больше нескольких сот; вот они меня интересовали. Большая часть из детства, конечно. Но если 50 лет видишь один и тот же пейзаж, то он врубается тебе в память с устойчивостью детских впечатлений. Эти образы — почти символы, но все же сохраняют черты конкретности. А далее в каждой новой картинке начальные пятна влияют на последующие, и образ приобретает подчеркнутую индивидуальность, в нем и сиюминутное настроение, и более устойчивое — Состояние. С натуры не писал, мне хватало внутреннего запаса и даже переполняло, я не успевал рисовать — деревья, небо, траву — все, что я видел каждый день.

Понимаете, в научном городке уход из науки означал, что я вышиб себя из единственной сложившейся социальной среды: я потерял социальный «облик», статус, а другой среды в силу своего характера — замкнутого, нелюдимого — не приобрел до настоящего момента.

Современные художники на меня не влияли, я их не знал, чужие картинки смотрел редко. Интереса к живописи как к части культуры у меня не было тогда. Много лет, признаюсь, меня интересовало только то, что делаю сам. Подход почти гибельный, но об этом я не думал. (Впрочем, эта черта — «самость» — помогла мне вытолкнуть себя из науки, она ведь — занятие кооперативное, если не гений, конечно.)

С 80-х у меня после отъезда Михаила Рогинского был один знакомый художник — Женя Измайлов (из мастеров, я имею в виду). А местные? Понимаете, в научном городке уход из науки означал, что я вышиб себя из единственной сложившейся социальной среды. Многие знакомые воспринимали мой поступок с неодобрением, а некоторые — с презрением. Я потерял социальный «облик», статус, а другой среды в силу своего характера — замкнутого, нелюдимого — не приобрел до настоящего момента. Говорить о живописи?.. Иногда это больно, иногда смешно, но чаще — просто неохота. А пить вместе чай или вино лучше не с художником.


Дан Маркович. Графические и живописные автопортреты разных лет. 1980-е — 2010-е. Пастель, уголь, холст, масло, смешанная техника, цифровая обработка изображений
© Дан Маркович

— Расскажите еще о вашем знакомстве с художниками-современниками. Кто был вам более интересен? Как вы сейчас видите эту сцену на отдалении?

— Первые семь-восемь лет никаких современных художников я не знал, мысли поискать их не было, и в музеи ехать не хотелось… Однажды ко мне пришел Толя Кулаков, хороший фотохудожник, он вошел с кислым лицом: слышал в институте, что «Дан совсем скурвился». Но, увидев картинки, говорит: «Извини, извини, я не то подумал». И устроил мне первую выставку — по-моему, в 1983 году. По записям на ней я был врагом народа, сионистом, человеком, оскорбляющим лица и фигуры советских людей. Выставку хотели закрыть, но все-таки не закрыли…

Выставка в Павильоне пчеловодства в 1975 году была событием. Тогда я еще не рисовал. С раздражением смотрел на «паспорт» Рабина с еврейской символикой, цвет живописи до меня не доходил. Понравились красные трамваи Михаила Рогинского и картинки Евгения Измайлова, потом с этими двумя художниками меня свела судьба. Миша смотрел первые работы, качал головой: «Двух мнений быть не может, надо рисовать». Вскоре после этого он уехал в Париж, со мной занимался Измайлов, а как — я уже написал. Он мне очень помог, я бы гораздо дольше барахтался, он сразу замечал сильные стороны, а я их не видел…

Как понимаю, первые картинки были «примитивистскими», я же ничего не умел… Но «наивом» не был с самого начала («аутсайдер» — это, мне кажется, точнее всего). Вопрос умения не стоял передо мной вначале, а потом — да, возник… но я тут же понял, что надо искать свои пути.

Дан Маркович. Автопортрет. Фото. 2000-еДан Маркович. Автопортрет. Фото. 2000-е© Дан Маркович

— И что вспоминается из этого периода самообучения?

— Я смотрел в альбоме картины старых голландских мастеров и рисовал почти схемы с примерными набросками интерьера и фигур — меня интересовало, например, как идет свет из окна, как он двигается по картине… Я много из этого альбома копировал, но взял за правило — никаких деталей, из живописи делал графику, а на основе рисунков пытался писать картинки в цвете, придумывая свой цвет и соотношения цветовых пятен. Брал то, что хотел взять, остальное отбрасывал. Ну, еще пример, что ли… из более позднего периода, когда начал писать натюрморты. Я ставил их тщательно (постановка — половина дела!) на вращающуюся табуретку, рисовал, потом поворачивал натюрморт под небольшим углом и рисовал снова — и так почти полный круг. Я считал, что хорошо поставленный натюрморт должен быть интересен со всех сторон. Кажется, это не прошло даром, что-то начал видеть. Кроме Измайлова и Рогинского больших, серьезных художников не знал, ни с кем не общался.

Но это не все, как я уже сказал. Да, любил старых голландцев, особенно их рисунки. Эти «малые» для меня были совсем не малыми. Опять-таки не могу сказать, что делал точные копии, — часто просто напряженно смотрел, как бы рисовал взглядом. Этим же занимался на улице. Общаться со мной, подозреваю, было сложно… Теперь появилась надежда, что я стану добрее, чем был всю жизнь; это утешает.

— А музеи?

— Придется признаться — ходил всего несколько раз в Пушкинский музей, когда еще не рисовал (ставил себе галочку). Но последние лет тридцать в музеях вообще не был. Но и тогда, в те разы… зайти дальше фаюмских портретов было трудно, начинала болеть голова, и я уходил. Хотя головной болью раньше не страдал. Видимо, очень сосредоточенно смотрел. Все, что мне сильно нравилось, смотрел обычно один раз (например, «Пролетая над гнездом кукушки»), но запоминал навсегда; смотреть второй раз что-то мешало…

Сейчас я прошел длинный путь, чтобы принять некоторых художников и поверить им. Могу только перечислить некоторых. Сезанн — главный, гений цельности, а я цельность в картине (и человеке) ценю прежде всего. Рисунки Пикассо. Утрилло, Сутин, Руо… Немцы-экспрессионисты. У Марке — гениальные рисунки и недоступная тонкость цвета… «высший пилотаж», как Женя Измайлов говорил. Естественно, Боннар со своим уникальным отношением к цвету и свету… Видимо, у меня была не совсем обычная память — помню картинки в Таллинском музее, которые видел полсотни лет тому назад. В Ленинграде в Эрмитаже в 60-х годах смотрел импрессионистов, помню картины.


Дан Маркович. Живопись. 1980-е — 2000-е. Холст, масло, цифровая обработка изображений
© Дан Маркович

— Помимо работы в искусстве вы стали примерно в то же время заниматься литературой, много писали, организовали свой альманах. Что в этой работе стало ключевым? Как соотносились занятия живописью и прозой — дополняли друг друга или, скорее, конфликтовали?

— Если бы я начал с прозы, то мне было бы, наверное, легче продвигаться. А живопись, может, и не возникла бы… Роль Случая в нашей жизни!

Мой прыжок из много лет обожаемой науки в новую любовь — к изображениям, видимо, готовился во мне, но произошел спонтанно, решение пришло в одно утро, в один день. Верил ли я, что буду художником? Не думал об этом, мне было важнее внутреннее состояние, радость нового образа жизни. Далеко вперед смотреть никогда не умел, в жизни не строил планы-«леса», а, скорее, занимался «вязанием» — ко вчерашней петле добавлял следующую… Общее направление жизни было с детства определено, а в тонкости будущего я влезать не умел, вот и двигался как инфузория-туфелька — к свету…

Я не сомневался в правильности своих действий, но меня порой мучило то, что я не понимаю, почему так поступил. Понимать свои действия для меня тогда было важно, ради этого написал большое исследование «пути» — «Монолог…» — и немного успокоился. Хотя книжка научной строгостью не обладала, такое полухудожественное-полунаучное исследование.

Много лет, признаюсь, меня интересовало только то, что делаю сам. Подход почти гибельный, но об этом я не думал.

Позже я решил потренировать свой стиль на очень коротких рассказах: жанр, не слишком распространенный и любимый в русской литературе, но требующий большого умения. Взяться за самое трудное? А что?! И сразу принялся за дело. Я писал рассказики не длиннее странички два года, осенними месяцами, по два-три месяца, каждое утро. Написал около трехсот таких рассказиков, потом многие вошли в четыре мои книжечки.

Начал с ходу… и вдруг почувствовал то же самое, что при рисовании первых картинок! Будто американские горки, а потом расслабление... Если удача с рассказом — а это я сразу понимал, — он замыкался на себя! И все сказано! Полчаса, не больше, а потом иногда даже слезы — что поделаешь, так было. Месяц, два, три… каждый день один-два рассказика… Потом все медленнее, все хуже, и однажды обнаруживаешь — сидишь, вцепившись руками в ручки кресла, машинка на коленях укоризненно молчит… и ничего. Но были уже рассказики, после них другая жизнь! Начал почти случайно — поучиться решил — и попался. Это как в тире: хлещет заряд по фанере… и вдруг задвигалось всё, поехало — попал!

Потом… потом мне показалось, что написать что-то подлиннее не могу, не сумею… и написал десяток повестей. Я не строил планов, не знал заранее сюжета. Только Тема, общая атмосфера, содержание — примерно… Но часто отчетливо видел зрительный образ, чем дело кончится: например, как герой повести «Ант» погибает в подвале, заслонив собой бродячего пса… Тогда все, что между началом и концом, писалось легко. Так построились довольно большие повести, 30—40 тысяч слов; я строил их как «перетекающие новеллы» — главка кончалась утверждением, а следующая начиналась его отрицанием. Но скоро понял, что это слишком примитивно: нужны другие, более нежные, связи…


Дан Маркович. Живопись. 1980-е — 2000-е. Осень. Ожидание. День рождения. Холст, масло, цифровая обработка изображений
© Дан Маркович

Потом я написал роман «Вис виталис», он вошел в лонг-лист «Русского Букера» за 2007 год. Последнее мое слово о науке. Странно оно выглядело, и люди там странные со своими поисками «живой силы»… Но втянулся и даже людей сделал похожими, некоторых я ведь любил. Теперь я снова возвращаюсь к очень коротким текстам, они мне ближе всех оказались.

Примерно восемь-девять месяцев в году шла живопись, потом я чувствовал, что под языком чешутся слова, и брался за машинку… Даже промежуточного периода не было. Когда я писал прозу, не мог рисовать. Если есть энергия чувства и какие-то зрительные образы, сценки то и дело возникают, то записать нетрудно. Писал, проговаривая текст «про себя». Зато потом много сил уходило на чтение фрагментов и всей вещи вслух, только себе: это последняя проверка. Звук и ритмы — главное в прозе, ну, разумеется, когда знаешь, что хочешь сказать, твоя тема с тобой…

В начале 90-х меня немного напечатали на бумаге — пару книжек, рассказики...


Дан Маркович. Многофигурные композиции по мотивам прозы художника. 1980-е — 2000-е. Смешанная техника, цифровая обработка изображений
© Дан Маркович

Моя литературная жизнь кажется более «социализированной», чем художническая, но это не так. В новом веке главным моим издателем стал интернет. Я злопамятен, навсегда запомнил хождения по редакциям. Из редакторов с теплотой вспоминаю только одного — Игоря Можейко (Кира Булычева), которого ни разу не видел, не говорил с ним: он просто взял с редакторского стола рукопись, прочитал — и включил ее в свой сборник «Цех фантастов» (1991). Больше я таких редакторов не знал, были интеллигентные улыбки, обещания… Мне это надоело, я ушел и сам издал свою первую книгу рассказов «Здравствуй, муха!» Предисловие написала Татьяна Толстая, с ней мы пару раз общались по телефону, а текст она читала еще в редакции «Нового мира», где книжка лежала бы годами… Две трети тиража потом утонули в Москве в подвале, не успел вывезти, но тысяча была со мной многие годы. Немногие книжечки сумел продать в Москве, был такой магазинчик в деревенском домике, а большую часть подарил хорошим людям. С прозой мне повезло: похвалили два хороших писателя — Андрей Битов и Татьяна Толстая, а больше я не искал поддержки, не коллекционировал отзывы, успокоился и писал в свое удовольствие.

Никакой прямой связи прозы с изоискусством я не видел, но потом придумал себе жанр: картинка плюс связанная с ней миниатюра. Иногда самому неясно, что за связь, просто приходили в голову слова. Это думаю продолжать — интересно, да и мало кто может, уверяю вас. А по содержанию? И говорить нечего, полно связей — развал, распад, погибающие города, люди в подвалах, старые картины… звери, звери… Темы всё те же.

Паоло — художник, и Рем тоже; старый и молодой, они разные, но сумели понять друг друга и даже помочь. Протянули друг другу руки — мне хотелось, чтобы так было! А как «на самом деле», мне безразлично. И Рем мой не Рембрандт, хотя тот чуть-чуть затронут оказался, и Паоло не Рубенс, но с ним вообще беда: начал писать историю с симпатией к молодому, начинающему, а кончил смертью старика, и эта одна ночь его смерти меня перевернула… его сомнения, его боль и все такое… Написать ведь ерунда… если сильное чувство, то ничего не стоит. Мои люди — они созданы мной, но это тут же забывается, входишь к ним — и начинается разговор… Они ближе, роднее почти всех окружающих. А Саша Кошкин из повести «Жасмин» — и как он пишет первый свой цветок?.. Это же я, вернее, моя мечта! После «Жасмина» цветки рисовать опасался — Саша смотрит…

Что здесь было ключевым? Наверное, сама моя жизнь с героями; так получилось, что без них уже не могла быть. Думаю, плоха та книга, которая самого автора не перевернет, не изменит.


Дан Маркович. Фотокомпозиции разных лет. Портреты зверей. 2000-е — 2010-е
© Дан Маркович

— Очень важная часть вашей работы связана с фотографией, где вы буквально изобрели совершенно новую поэтику, монументализируя невзрачные предметы, всматриваясь в стихийные натюрморты из мусора или выброшенных вещей на подоконниках подъездов, в случайных углах квартиры. Отдельный жанр здесь — портреты зверей, которые получались очень глубокими. Как вы разработали это восприятие предметов, на что обращали внимание и главное — какие реакции встречали? Сейчас, уехав из России в Болгарию, вы понемногу выставляете эти вещи: остались ли они для вас важнее живописи?

— Где-то в 2007 году у меня случился кризис, тотальный, впервые в жизни. Мне стало ясно, что «буря и натиск» в живописи кончились, свои темы я исчерпал, новых не вижу, а повторы не люблю и себя за них презираю. Графику я тогда проглядел, это была ошибка: она, в отличие от живописи, развивалась, но мне казалось, что этого просто не может быть. В живописи умение «правильно» рисовать не нужно — всегда вспоминаю Сутина и Утрилло, а вот в графике стандартные навыки вроде бы нужнее (так мне казалось)?! И забыл про графику. Тогда впервые мне стало кисло, и вся жизнь предстала передо мной… в образе простейшей инфузории-туфельки с ее плохоньким глазком, который позволяет двигаться по направлению к свету ломаным, извилистым путем.

И тут — снова Случай: мне в руки попался неплохой фотоаппарат. Я фотографию презирал, хотя оптику знал профессионально, использовал в науке, но не более того. Первые же снимки открыли передо мной ПУТЬ. Вроде ничего особенного, но самый небрежно сделанный снимок был для меня аналогией наброска, эскиза в изоискусстве, и он позволял мне проскочить первую стадию создания изображения, где много технической работы. А меня привлекала игра пятен, света на вещах, в интерьере, которая мне больше всего говорила... Я мог бы по-другому поступить, если бы пошел в сторону абстрактного искусства. Но это было не для меня. Я был согласен с Пикассо, который однажды, рассматривая картину Кандинского, спросил: «А где же здесь драма?» Вот-вот, драма, потерять драму значит потерять свои ТЕМЫ, я понимал: они без драмы не существовали. Трудно совсем отойти от предметности и сохранить интенсивное переживание. Не уверен, что вообще можно, кажется, что здесь есть какой-то предел, дальше которого… наверное, не изоискусство вообще, а начинается нечто другое, похожее на обои…

Фотоэскиз позволил сразу перескочить на интересные для меня вопросы. И чем он был хуже, небрежнее, тем легче с ним было дальше — использовать, изменять.

Но важнее, мне кажется, другое.


Дан Маркович. Фотокомпозиции разных лет. Натюрморты. 2000-е — 2010-е
© Дан Маркович

Оптика, тупая, бездушная, ткнула меня носом в ограниченность моего художнического взгляда. Она заставила меня вспомнить то, что я упустил из виду, наверное, из-за своей «интровертности» чрезмерной! Она буквально вцепилась в те забытые-заброшенные углы, которые меня, относящегося к реальности спустя рукава, окружали и царили в наших домах… и во всей нашей жизни. Новые темы? Нет, они всегда были.

Задолго до фото была серия «подвальных» пастелей: в них те же углы, заброшенность, одиночество, старые люди, скрывающиеся там… Но там я все-таки больше поэтизировал эти состояния, показывал то, что любил в них. А теперь оптика как бы подтолкнула меня к более обнаженным и сильным чувствам по отношению к этой теме: не только поэтика одиночества, но и драма… Мне хотелось сильнее выразить чувство старой, заброшенной, забытой всеми вещи… и угла, в котором когда-то была жизнь, а теперь только мрак и холод.

Так получился цикл фотонатюрмортов из мусора или выброшенных вещей на подоконниках подъездов, в случайных углах квартиры. Для меня это не просто «новость жанра»: фото раздвинуло мое видение, хоть немного, но приблизило искусство к реальной жизни. Как зритель воспринимает? Да, иногда говорили: «А у меня дома чисто!» Или: «А не вымыть ли вам окно?» С юмором воспринимаю. Есть ведь понимающие люди, еще есть.


Дан Маркович. Фотокомпозиции разных лет. Натюрморты. 2000-е — 2010-е
© Дан Маркович

То, что я делаю, не для многих, знаю. Отношусь к этому спокойно; сейчас живу в Болгарии, дружелюбной стране, которой я безразличен (впрочем, так же, как и России). Здесь тепло, и люди улыбаются: это важно. Уровень понимания здесь трудно сравнивать. В России был очень тонкий слой совершенно исключительных людей, связанных с наукой, искусством. Мне посчастливилось некоторых видеть, слышать, даже разговаривать. Все они уходят теперь, и в России будет как везде: родятся новые интеллектуалы, будут рассуждать о неонеочем-то… Мне скучновато стало жить, честно вам скажу: ведь нужны люди (живые!), сравнение с которыми заставит тебя оценивать собственные достижения по справедливости.

Сейчас я смотрю и на живопись свою, и на графику, и на фотонатюрморты с расстояния, которое все увеличивается. Но в фотонатюрмортах еще вижу задачи. Жанр «миниатюра + мини-новелла, тонко связанные между собой» еще привлекает.

Я не критик самому себе. Люблю многие свои картины и эти фотоизображения одинаково. А делаю то, что мне сейчас доступнее и в чем еще вижу для себя задачи.

Мысль о том, что главное — ИЗОБРАЖЕНИЯ, а жанры — ничто, — она со мной. Это дало нам цифровое искусство, оно может смешивать жанры. Но это только «новая кисть художника». Отношение к результату здесь такое же: это взгляд Художника на Картину. Потому что основные принципы устройства цельного изображения давно известны. Отношение к входу в пещеру и выходу из нее (тьма и свет) останется главным, пока так устроены наш глаз и наше восприятие зримого в мире.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244691
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411573
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416510
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421732
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423398