25 мая 2016Искусство
218

Слияние и поглощение

Как РОСИЗО съело ГЦСИ

текст: Сергей Гуськов
Detailed_picture© ГМВЦ «РОСИЗО»

Новость о слиянии РОСИЗО и ГЦСИ — вернее, превращении центра современного искусства в подразделение РОСИЗО — быстро разлетелась по соцсетям, но особого взрыва эмоций не вызвала. Просто потому, что это уже настолько закономерный и ожидаемый шаг нынешнего руководства Минкульта, что тут нечему удивляться. Государственный центр современного искусства давно потерял ценность в глазах министра культуры Владимира Мединского. В течение последних лет центр подвергался финансовым сокращениям и частой критике со стороны министерства за то, что там показывается: Мединскому, как известно, не нравятся видеоарт и «груды кирпичей», да и просто то, что в стенах ГЦСИ допускается слишком много вольностей, не все еще доведено до командно-административной системы, идеальной для членов Российского военно-исторического общества, которое возглавляет Мединский и которому симпатизирует нынешний глава РОСИЗО Сергей Перов. Последний сформулировал свое кредо в интервью «Известиям», после того как его назначили главой музейно-выставочного центра: «В военном училище меня научили самому главному: организовывать процессы и людей под эти процессы».

Интерес к опальной организации у Минкульта сохранялся лишь по одной-единственной причине: ГЦСИ сумел создать большую сеть филиалов по России. Эти региональные центры, в отличие от прочих попыток создать похожую сеть, успешно функционируют, несмотря на бюджетные проблемы. У одних есть новые музейные здания в стратегически важных городских точках (Арсенал в Нижегородском кремле), другие активно создают мероприятия международного масштаба (Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге). Тот же Арсенал был лакомым кусочком, который разного рода борцы с современным искусством и сторонники патриотической пропаганды уже давно старались всеми доступными способами заполучить. Теперь, скорее всего, свои мечты они смогут осуществить через новое объединение. Что касается самого РОСИЗО, то у него есть конкретный интерес в случае этих региональных филиалов: центр уже начал осуществлять проект «Место встречи с искусством» — образовательную программу для малых и средних городов России. Учащиеся на педагогов студенты должны познакомить россиян «с творениями Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Михаила Штейнера, Митрофана Грекова, Александра Лактионова и других советских художников». Этот проект вырос из запроса министерства на пропаганду советского искусства, которая стала важной составляющей сегодняшней культурной политики. Я не оговорился: именно пропаганду, а не анализ, реинтерпретацию или какой-то иной критический подход. Достаточно вспомнить выставку «Романтический реализм», которая делалась силами того же РОСИЗО. Вероятно, филиалы бывшего ГЦСИ будут включены в расширенную версию программы такого рода — и не обязательно такую уж белую и пушистую.

В уже цитировавшемся интервью Перов недвусмысленно заявил: «Вы знаете, что раньше РОСИЗО называлось “РОСИЗОпропаганда”? Мы не будем так называться, но нельзя отрицать, что все, что связано с культурой, так или иначе влияет на повседневную жизнь». А пропаганда советского искусства сегодня идет рука об руку с политическим курсом: никаких проблем, одни достижения, победы. Я не принадлежу к тем, кто считает, что, кроме пропаганды, в советском искусстве ничего нет и не было, но тот подход, который демонстрирует нынешняя государственная политика на этом направлении, превращает все эти «более 40 тыс. единиц хранения» в РОСИЗО исключительно в инструмент пропаганды: у нас было все хорошо и сейчас хорошо, мы ничего не обсуждаем, не критикуем и критиковать не будем. Тишь, да гладь, да божья благодать. Казалось бы, задача по-настоящему живой музейно-выставочной организации должна была бы заключаться в другом — демонстрировать и анализировать все те противоречия, которые стояли за этим искусством. Но это идет вразрез с нынешним курсом государства.

© ГМВЦ «РОСИЗО»

В этом смысле важно обратить внимание на выставку, которая проходит в Галерее РОСИЗО (павильон «Культура» на ВДНХ) и называется «Всегда современное. Искусство XX—XXI вв.». Уже из названия видно, что художественная деятельность вырывается из истории, выносится в какое-то метафизическое измерение — не важно, как это сделано, когда, зачем, почему, кем и для кого. Там есть зал, посвященный современному искусству в широком понимании (от концептуалистов до живописцев, дебютировавших в 2000-е), — он тенденциозный: большинство работ предоставлено галереей «Триумф», что вряд ли может показать объективную картину постсоветского искусства. Но этот зал — легкая уступка времени. В двух других показывают искусство первой и второй половины ХХ века, и в этой части экспозиции все сделано наоборот: авангард вместе с АХРР и соцреализмом, позднесоветская живопись с нонконформистами. Понятно, что принцип не смешивать «официальное» и «неофициальное», которого придерживались кураторы и исследователи в постсоветские десятилетия, здесь просто откинут. Конечно, однозначная сегрегация «официального» — зеркальная советской сегрегации авангарда и «неофициального» — заслуживала критики, но «счастливое» объединение всего со всем без показа конфликтов, которые сопутствовали появлению всех этих работ, ничем не лучше. Тут мысли нынешних властей про «общую историю» воплощены в экспозиции. Нам говорят (и это не Перов придумал, это линия партии и правительства), что вот есть российское искусство и оно гармонично объединяется в «вечной России». Впрочем, как всегда, кое-что в этой «симфонии» остается за скобками: в почти неразличимом разнообразии вы не найдете многое из искусства XX и XXI веков, что не соответствует борьбе за «традиционные ценности» и «русский мир». К сожалению, в ГЦСИ этот процесс начался еще до его слияния с РОСИЗО, когда Петра Павленского исключили из числа номинантов «Инновации».

И тут стоит вернуться к ГЦСИ: его фонды, конечно, уничтожать или расформировывать никто не будет. Их захотят капитализировать и использовать в нуждах текущего государственного курса. Ясно, что это не авангард, который можно успешно отправлять в бесконечное турне по зарубежью, но что-то подобное в новой структуре явно придумают. С другой стороны, какая-то часть обширной коллекции ГЦСИ, как ни печально, может попасть в выставочные проекты, аналогичные «Всегда современному...» или «Романтическому реализму». Сегодняшняя пропагандистская машина всеядна.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247231
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413883
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418429
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423616
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425218